Какого управляющего утверждает арбитражный суд
Novie-adresa.ru

Строительный портал

Какого управляющего утверждает арбитражный суд

Статья 45. Порядок утверждения арбитражного управляющего

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 30 декабря 2008 г. N 296-ФЗ статья 45 изложена в новой редакции

Статья 45. Порядок утверждения арбитражного управляющего

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 45 настоящего Федерального закона

1. При получении определения арбитражного суда о принятии заявления о признании должника банкротом, в котором указана кандидатура арбитражного управляющего, или протокола собрания кредиторов о выборе кандидатуры арбитражного управляющего заявленная саморегулируемая организация арбитражных управляющих, членом которой является выбранный арбитражный управляющий, представляет в арбитражный суд информацию о соответствии указанной кандидатуры требованиям, предусмотренным статьями 20 и 20.2 настоящего Федерального закона.

В случае получения определения арбитражного суда о принятии заявления о признании должника банкротом, в котором не указана кандидатура арбитражного управляющего, или протокола собрания кредиторов о выборе саморегулируемой организации заявленная саморегулируемая организация представляет кандидатуру арбитражного управляющего из числа своих членов, изъявивших согласие быть утвержденными арбитражным судом в деле о банкротстве.

Заявленная саморегулируемая организация не вправе представлять кандидатуру арбитражного управляющего, не имеющего допуска к государственной тайне установленной формы, если наличие такого допуска является обязательным условием утверждения арбитражным судом арбитражного управляющего.

2. Должник и территориальный орган федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности соответственно в течение двух дней и семи дней с даты получения определения арбитражного суда о принятии заявления о признании должника банкротом обязаны представить в арбитражный суд и заявленную саморегулируемую организацию арбитражных управляющих информацию о форме допуска к государственной тайне руководителя должника и степени секретности сведений, которые обращаются на предприятии должника, либо об отсутствии такого допуска или таких сведений.

3. Заявленная саморегулируемая организация арбитражных управляющих обязана обеспечить свободный доступ заинтересованных лиц к проведению процедуры выбора кандидатуры арбитражного управляющего.

Решение о представлении кандидатуры арбитражного управляющего принимается заявленной саморегулируемой организацией на коллегиальной основе.

4. Не позднее чем в течение девяти дней с даты получения определения арбитражного суда о принятии заявления о признании должника банкротом или протокола собрания кредиторов о выборе кандидатуры арбитражного управляющего заявленная саморегулируемая организация арбитражных управляющих направляет в арбитражный суд, заявителю (собранию кредиторов или представителю собрания кредиторов) и должнику информацию о соответствии кандидатуры арбитражного управляющего требованиям, предусмотренным статьями 20 и 20.2 настоящего Федерального закона, способом, обеспечивающим доставку в течение пяти дней с даты направления, либо представляет кандидатуру арбитражного управляющего, а также при необходимости информацию о наличии допуска арбитражного управляющего к государственной тайне.

Заявленная саморегулируемая организация несет ответственность за предоставление недостоверных сведений об арбитражных управляющих.

Замена кандидатуры арбитражного управляющего или саморегулируемой организации, указанных в заявлении о признании должника банкротом, допускается по ходатайству заявителя до даты направления в заявленную саморегулируемую организацию определения арбитражного суда о принятии заявления о признании должника банкротом или протокола собрания кредиторов о выборе кандидатуры арбитражного управляющего.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 29 декабря 2015 г. N 391-ФЗ в пункт 5 статьи 45 внесены изменения

5. По результатам рассмотрения представленной саморегулируемой организацией арбитражных управляющих информации о соответствии кандидатуры арбитражного управляющего требованиям, предусмотренным пунктами 2 – 4 статьи 20 (в том числе требованиям, установленным саморегулируемой организацией арбитражных управляющих в качестве условий членства в ней) и статьей 20.2 настоящего Федерального закона, или кандидатуры арбитражного управляющего арбитражный суд утверждает арбитражного управляющего, соответствующего таким требованиям.

В случае представления саморегулируемой организацией арбитражных управляющих информации о несоответствии кандидатуры арбитражного управляющего требованиям, предусмотренным статьей 20.2 настоящего Федерального закона, а также информации об отсутствии у арбитражного управляющего достаточной компетентности, добросовестности и независимости для проведения процедуры, применяемой в деле о банкротстве, арбитражный суд может принять решение об отказе в утверждении кандидатуры арбитражного управляющего в деле о банкротстве.

В случае утверждения арбитражным судом кандидатуры арбитражного управляющего, в отношении которого саморегулируемая организация арбитражных управляющих представила информацию, указанную в абзаце втором настоящего пункта, арбитражный управляющий обязан заключить дополнительный договор страхования ответственности арбитражного управляющего и представить данный договор в арбитражный суд и в саморегулируемую организацию арбитражных управляющих, членом которой он является, в срок не позднее чем в течение десяти дней с даты его утверждения арбитражным судом. Размер страховой суммы по дополнительному договору страхования ответственности арбитражного управляющего должен быть не менее чем размер компенсационного фонда саморегулируемой организации арбитражных управляющих на последнюю отчетную дату, предшествующую дате утверждения кандидатуры арбитражного управляющего.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 360-ФЗ в пункт 6 статьи 45 внесены изменения

6. В случае, если арбитражный управляющий освобожден или отстранен арбитражным судом от исполнения возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве и решение о выборе иного арбитражного управляющего или иной саморегулируемой организации арбитражных управляющих не представлено собранием кредиторов в арбитражный суд в течение десяти дней с даты освобождения или отстранения арбитражного управляющего, саморегулируемая организация, членом которой являлся такой арбитражный управляющий, представляет в арбитражный суд в порядке, установленном настоящей статьей, кандидатуру арбитражного управляющего для утверждения в деле о банкротстве.

Одновременно с ходатайством арбитражного управляющего об освобождении его от исполнения обязанностей в деле о банкротстве заявленная саморегулируемая организация, членом которой является арбитражный управляющий, представляет в арбитражный суд кандидатуру нового арбитражного управляющего в порядке, установленном настоящей статьей, за исключением случаев, если в саморегулируемой организации отсутствуют арбитражные управляющие, изъявившие согласие быть утвержденными арбитражным судом в деле о банкротстве. О невозможности представления кандидатуры арбитражного управляющего в связи с отсутствием арбитражных управляющих, изъявивших согласие быть утвержденными арбитражным судом в деле о банкротстве, саморегулируемая организация извещает арбитражный суд.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 19 июля 2009 г. N 195-ФЗ в пункт 7 статьи 45 внесены изменения

7. В случае непредставления заявленной саморегулируемой организацией арбитражных управляющих в арбитражный суд кандидатуры арбитражного управляющего или информации о соответствии кандидатуры арбитражного управляющего требованиям, предусмотренным статьями 20 и 20.2 настоящего Федерального закона, в течение четырнадцати дней с даты получения определения арбитражного суда о принятии заявления о признании должника банкротом либо протокола собрания кредиторов о выборе арбитражного управляющего или саморегулируемой организации арбитражный суд откладывает рассмотрение вопроса об утверждении арбитражного управляющего в деле о банкротстве на тридцать дней. В этом случае заявитель, а также иные лица, участвующие в деле о банкротстве, вправе обратиться с ходатайством об утверждении арбитражного управляющего в деле о банкротстве из числа членов другой саморегулируемой организации.

Если в течение установленного срока заявитель не обратился в арбитражный суд с ходатайством либо указанная в таком ходатайстве саморегулируемая организация не представила информацию о соответствии кандидатуры арбитражного управляющего требованиям, предусмотренным статьями 20 и 20.2 настоящего Федерального закона, или кандидатуру арбитражного управляющего, арбитражный суд рассматривает ходатайства иных лиц, участвующих в деле о банкротстве.

При поступлении нескольких ходатайств иных лиц, участвующих в деле о банкротстве, арбитражный суд утверждает арбитражного управляющего, кандидатура которого указана в ходатайстве, поступившем в арбитражный суд первым, или кандидатуру арбитражного управляющего, представленную саморегулируемой организацией, указанной в таком ходатайстве.

Арбитражный управляющий

Арбитражный управляющий – это лицо, которое является гражданином Российской Федерации и назначено арбитражным судом для осуществления процедуры банкротства несостоятельного должника – организации или граждан Российской Федерации.

Деятельность арбитражного управляющего нужна для координации всей хозяйственной деятельности должника под контролем арбитражного суда для достижения цели максимального удовлетворения требований кредиторов должника за счет осуществления операций по полной или частичной продаже имущества должника.

В каком качестве выступает арбитражный управляющий при проведении процедуры банкротства

В зависимости от способа проведения процедуры банкротства и осуществления выполняемых функций в каждом конкретном судебном деле о банкротстве арбитражный суд назначает арбитражного управляющего в качестве:

– внешнего управляющего (осуществляется процедура внешнего управления). Основная цель на этой стадии – восстановить платежеспособность должника. Внешний управляющий – арбитражный управляющий, который фактически руководит должником после введения внешнего управления. Особенность этой процедуры в том, что прежнее руководство должника отстраняется от работы. Внешний управляющий:

ведёт реестр требований кредиторов;

разрабатывает план внешнего управления;

ведёт бухгалтерский, финансовый и статистический отчёт;

– административного управляющего (осуществляется процедура финансового оздоровления). На стадии финансового оздоровления основная функция арбитражного управляющего – это контролирующая функция. Арбитражный управляющий ведёт реестр требований кредиторов, контролирует выполнение плана финансового оздоровления, графика погашения долга, перечисления денежных средств кредиторам;

– временного управляющего (осуществляется процедура наблюдения). На стадии процедуры наблюдения арбитражный управляющий обязан выяснить, есть ли возможность поправить финансовые дела должника и восстановить его платежеспособность;

– финансового управляющего (осуществляется процедура банкротства граждан);

– конкурсного управляющего (осуществляется процедура конкурсного производства). Конкурсный управляющий руководит должником. В статусе конкурсного управляющего арбитражный управляющий имеет право:

распоряжаться имуществом должника;

искать, выявлять и возвращать имущество должника, которое находится у третьих лиц;

требовать возврата задолженности перед должником.

Права и обязанности арбитражных управляющих

Арбитражный управляющий имеет следующие права:

получать вознаграждение за свою деятельность согласно действующему законодательству;

созывать собрание кредиторов;

обращаться в арбитражный суд с требованиями и ходатайствами;

привлекать для выполнения своих обязанностей третьих лиц или компетентных специалистов, если это не противоречит закону о несостоятельности;

подавать прошение об отстранении его от ведения дела о банкротстве в судебную инстанцию.

Обязанности арбитражного управляющего заключаются в следующем:

проводить анализ финансовой деятельности должника;

составлять реестр кредиторов;

выявлять признаки преднамеренного или фиктивного банкротства, и при их обнаружении докладывать в судебную инстанцию о выявленных правонарушениях;

защищать имущество должника;

сохранять конфиденциальность сведений, которые были получены при осуществлении процедуры банкротства в ходе работы с должником.

Арбитражный управляющий и членство в саморегулируемой организации арбитражных управляющих

Арбитражный управляющий – гражданин Российской Федерации должен быть членом только одной из саморегулируемых организаций арбитражных управляющих (СРО).

Для членства в саморегулируемой организации арбитражных управляющих арбитражный управляющий должен соответствовать требованиям, которые устанавливаются соответствующей организацией арбитражных управляющих для каждого ее члена, а именно:

Читать еще:  Проверить фирму на судебные иски по инн

наличие положительного результата сдачи теоретического экзамена по программе подготовки арбитражных управляющих;

наличие стажа работы на руководящих должностях не менее 1 года и стажировки в качестве помощника арбитражного управляющего в деле о банкротстве не менее 2-х лет;

наличие высшего профессионального образования;

отсутствие судимости за совершение умышленного преступления;

отсутствие наказания в виде дисквалификации за совершение административного правонарушения либо в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью за совершение преступления;

не быть исключённым из саморегулируемой организациии арбитражных управляющих в течение 3-х лет до момента подачи заявления на членство;

наличие своевременного и в полном объеме внесения установленных саморегулируемой организацией арбитражных управляющих членских и иных взносов, в том числе взносов в компенсационный фонд;

наличие договора обязательного страхования ответственности.

Кроме этого конкурсный кредитор, который является заявителем по делу о банкротстве, либо собрание кредиторов имеют право предъявить к кандидатуре арбитражного управляющего, осуществляющего процедуру банкротства, следующие дополнительные требования, а именно:

наличие определенного стажа работы на должностях руководителей организаций в соответствующей отрасли экономики;

проведение в качестве арбитражного управляющего определенного количества процедур, применяемых в деле о банкротстве;

наличие высшего юридического или экономического образования либо образования по специальности, соответствующей сфере деятельности должника.

Порядок назначения арбитражных управляющих

Порядок назначения арбитражных управляющих установлен законом «О банкротстве» и выглядит следующим образом:

Сначала в Арбитражный суд подаётся заявление о признании должника банкротом.

В этом заявлении указывается наименование и адрес саморегулируемой организациии, из числа членов которой нужно определить арбитражного управляющего.

Далее саморегулируемая организациия получает определение арбитражного суда о принятии заявления и представляет арбитражному суду информацию о кандидатура арбитражного управляющего.

После этого, если кандидатура арбитражного управляющего удовлетворяет установленным требованиям, то арбитражный суд утверждает этого кандидата.

Порядок действий арбитражного управляющего

Деятельность арбитражного управляющего можно разделить на несколько этапов.

Этап 1. Сбор сведений о должнике.

В рамках первого этапа основной обязанностью арбитражного управляющего является проведение объективного анализа финансового статуса должника как для юридических, так и для физических лиц. Арбитражный управляющий проверяет имущественные активы должника, его деятельность и собирает любые другие сведения, необходимые для принятия решения. Кроме этого, арбитражный управляющий обязан выяснить, существуют ли основания для подозрения должника в фиктивном или преднамеренном банкротстве.

Этап 2. Извещение кредиторов.

На этом этапе арбитражный управляющий извещает кредиторов о проведении процедуры банкротства. При этом арбитражный управляющий ведет реестр кредиторов, в котором учитывается вся задолженность.

Этап 3. Составление плана внешнего управления.

На этом этапе арбитражный управляющий составляет план внешнего управления и представляет его кредиторам. В этом документе содержатся меры по восстановлению платежеспособности организации или физического лица, порядок реализации данных мер и предстоящие расходы на проведение указанных мероприятий.

Этап 4. Собрание кредиторов.

На этом этапе арбитражный управляющий созывает первое собрание кредиторов, на котором обсуждается возможность восстановления платежеспособности должника и принимаются решения между кредитором и должником. Также собрание обсуждает план внешнего управления или выносит решение о проведении конкурсного производства.

Этап 5. Передача утвержденного плана в судебную инстанцию.

План внешнего управления или конкурсного производства обязательно передаются в арбитражный суд.

Этап 6. Судебное заседание и получение решения арбитражного суда.

Арбитражный суд назначает заседание, на котором подводятся итоги деятельности арбитражного управляющего и выносится определение о дальнейших действиях в отношении должника.

Этап 7. Реализация имущества должника.

Ответственность арбитражного управляющего в деле о банкротстве

Ответственность арбитражного управляющего в деле о банкротстве предусмотрена законом «О банкротстве», а также кодексом об административных правонарушениях и в отдельных случаях Уголовным Кодексом РФ.

Меры, направленные на привлечение арбитражного управляющего к ответственности, условно можно разделить на категории.

Отстранение. Такая мера может применяться в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей, возложенных на арбитражного управляющего.

Административная ответственность. Основанием для привлечения к административной ответственности может являться сокрытие имущества, сведений об имуществе или его размерах.

  • Уголовная ответственность. В отдельных случаях фальсификация бухгалтерских или прочих учетных документов, отчуждение или уничтожение имущества подпадает под уголовную ответственность.
  • Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме.

    Выбор арбитражного управляющего. Какого управляющего утверждает арбитражный суд? Функции арбитражного управляющего.

    Регулирование деятельности арбитражного управляющего

    Деятельность арбитражных управляющих регулируется Федеральным законом “О несостоятельности (банкротстве)”, в котором сказано, что арбитражный суд в праве назначить арбитражным управляющим физическое лицо, зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, который обладает специальными знаниями и не являющееся заинтересованным лицом в отношении должника и кредиторов.

    Арбитражный управляющий википедия

    Арбитражный управляющий — это лицо, которое назначено арбитражным судом для выяснения преднамеренное банкротство или нет, а также для проведения процедуры банкротства несостоятельной организации. Арбитражным управляющим может быть только гражданин Российской Федерации, входящий в перечень арбитражных управляющих.

    Арбитражный управляющий – это специалист, осуществляющий процесс управления должником при реализации судебных процедур банкротства (Баренбойм П. Правовые основы банкротства – М.: Пресс, 2010)

    Арбитражный управляющий – это физическое лицо, назначаемое арбитражным судом, не являющееся заинтересованным в отношении должника и кредитора; он должен обладать специальными знаниями и быть зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя (Антикризисное управление / под редакцией Короткова Э.М. – М.: ИНФРА-М, 2010)

    Арбитражный управляющий – это гражданин Российской Федерации, являющийся членом одной из саморегулируемых организаций арбитражных управляющих (СРО) (Арбитражное управление: теория и практика наблюдения/ Н.А. Васильева, В.В. Голубев, А.Н. Ерофеев и др.; Под общей редакцией В.В. Голубева. – М.: “Статут”, 2010).

    В зависимости от стадии процедуры банкротства и выполняемых функций арбитражный управляющий может быть временным управляющим (процедура наблюдения), административным управляющим (процедура финансового оздоровления), внешним управляющим (процедура внешнего управления) и конкурсным управляющим (процедура конкурсного производства).

    Занимать должность арбитражного управляющего может только гражданин Российской Федерации, состоящий в одной из саморегулируемых организаций арбитражных управляющих.

    Перечень арбитражных управляющих

    Перечень арбитражных управляющих (Приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 30 декабря 2004 года N 203 г. «Об утверждении Положения о порядке ведения реестра арбитражных управляющих») включает в себя всех лиц, имеющих право осуществлять деятельность арбитражного управляющего и входящих в СРО – саморегулирующейся организации арбитражных управляющих.

    Перечень арбитражных управляющих состоит из списка лиц, имеющих право осуществлять деятельность арбитражного управляющего, входящих в саморегулирующейся организации арбитражных управляющих.Регулируется Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 30 декабря 2004 года N 203 г. «Об утверждении Положения о порядке ведения реестра арбитражных управляющих»

    Выбор арбитражного управляющего

    Выбор арбитражного управляющего или СРО арбитражных управляющих в случае банкротства делает заявитель по делу о банкротстве. Поскольку заявлять на банкротство может сам должник, кредитор или уполномоченный орган, то можно сказать, что и выбор арбитражного управляющего осуществляют именно они.

    Затем выбранную кандидатуру арбитражного управляющего рассматривает и утверждает арбитражный суд. Должник (в случае добровольного банкротства), кредитор или уполномоченный орган (в случае принудительного банкротства) выбирает какую кандидатуру арбитражного управляющего или СРО указать в своем заявлении в суд. Затем СРО арбитражных управляющих по запросу арбитражного суда делает официальное представление данной кандидатуры. В судебном заседании по рассмотрении обоснованности заявления о банкротстве предприятия суд назначает арбитражного управляющего и указывает это в резулятивной части определения о введении наблюдения (реже конкурсного производства.

    Какого управляющего утверждает арбитражный суд?

    Какого управляющего утверждает арбитражный суд? – таким вопросом задаются кредиторы и должник в ситуации, когда подано сразу два заявления на банкротство должника или в ситуации, когда есть действующий арбитражный управляющий, а собранием кредиторов путем голосования установлена другая кандидатура.

    В ситуации нескольких поданных заявлений на банкротство, эти заявления рассматриваются в порядке поступления, в хронологическом порядке. После принятия к производству одного из них (первого, которое удовлетворяет формальным критериям и требованиям к заявлению на банкротство должника), выносится решение и о кандидатуре арбитражного управляющего. С уверенностью на 95% можно говорить, что утверждается арбитражный управляющий, указанный в принятом для рассмотрения заявлении. Все остальные кредиторы, подавшие заявление на банкротство должника, присоединяются к делу о банкротстве в качестве лиц, участвующих в деле о банкротстве.

    В ситуации, когда наравне с действующим арбитражным управляющим есть кандидатура арбитражного управляющего, за которую проголосовали кредиторы на собрании кредиторов, арбитражный суд рассматривает результаты голосования и утверждает кандидатуру, за которую проголосовало большинство кредиторов.

    Функции арбитражного управляющего

    Функции арбитражного управляющего делятся на общие (которые не зависят от процедуры банкротства) и специальные, характерные для конкретной процедуры. Арбитражный управляющий в деле о банкротстве обязан выполнять следующие общие функции:

    • принимать меры по защите имущества должника;
    • анализировать финансовое состояние должника;
    • вести реестр требований кредиторов и предоставлять его кредиторам, требующим проведения общего собрания;
    • предоставлять собранию кредиторов информацию о сделках и действиях, которые влекут или могут повлечь за собой гражданскую ответственность третьих лиц;
    • принимать меры по обеспечению сохранности имущества должника;
    • в случае выявления признаков правонарушений сообщать о них в компетентные органы; определять наличие признаков фиктивного и преднамеренного банкротства;
    • по окончании наблюдения представлять в арбитражный суд отчет о своей деятельности и предложения о возможности или невозможности восстановления платежеспособности должника и др.

    При выполнении данных функций арбитражный управляющий пользуется достаточно широкими правами и полномочиями:

      • оспаривать некоторые виды сделок должника;
      • обращаться в суд о признании сделок недействительными;
      • запрашивать информацию об имуществе, имущественных правах и деятельности должника в любых органах;

    Специальные функции арбитражного управляющего:

    Для процедуры наблюдения можно выделить следующие специальные функции арбитражного управляющего:

        • выявлять имущество должника;
        • проводить финансовый анализ.

    Для процедуры внешнего управления в функции арбитражного управляющего входит:

        • проведение инвентаризации,
        • разработка плана внешнего управления,
        • оперативное руководство предприятием должником и ряд других.

    Для процедуры конкурсного производства предусмотрены следующие функции арбитражного управляющего:

        • проведение инвентаризации;
        • увольнение персонала предприятия-банкрота;
        • подготовка имущества к продаже;
        • организация продажи имущества должника и ряд других.

    Надзор за арбитражными управляющими

    Надзор за арбитражными управляющими должны проводить саморегулируемые организации арбитражных управляющих, членами которых они являются. За ними закреплены следующие функции:

    • – обеспечение соблюдения своими членами законодательства РФ через осуществление контроля за их профессиональной деятельностью;
    • – защита прав и законных интересов своих членов;
    • – обеспечение информационной открытости их деятельности, процедур банкротства;
    • – содействие повышению уровня профессиональной подготовки своих членов.
    Читать еще:  Как найти судебные дела по компании

    За профессиональной деятельностью арбитражных упрaвляющих, ведется надзор, так как она проводится в интересах значительнoго чиcла как oтдельных юридических и физических лиц, так и всего общества. С 2002 г. деятельность арбитражных управляющих контролируется кредиторами, должником, арбитражным судом и СРО. Гoсударство рeгулирует и контролирует деятельность только СРО. Устанавливаются следующие правила деятельности арбитражных управляющих:
    – общие правила деятельности арбитражного управляющего по ведению реестра требований кредиторов, подготовки, организации и проведения собраний кредиторов и кoмитетов кредиторов, подготовки отчетов арбитражного упрaвляющего;
    – прaвила проведения финaнсового анализа;
    – правила проверки наличия признаков фиктивного и преднамеренного банкротства;
    – правила проведения стажировки в качестве помощника арбитражного управляющего;
    – правила проведения проверки СРО деятельности своих членов.

    Деятельность aрбитражного управляющего по выявлению признаков преднамеренного либо фиктивного банкротства предусмaтривает, что сaморегулируемая организация арбитражных управляющих обязана: контролировaть профессиональную деятельность арбитрaжных управляющих- членов саморегулируемой организации;

    Повышaть урoвень профессионaльной подготовки своих членов, в том числе в части осуществления профессиональной деятельности по выявлению признаков преднaмеренного и фиктивного бaнкротства.(ФЗ “О несостоятельности (банкротстве)” .

    Предоставив саморегулируемым организациям такие полномочия, государство оставило за собой функцию осуществления контроля и надзора за деятельностью самих саморегулируемых организаций. Надзорный орган следит за соблюдением СРО арбитражных управляющих требований федеральных законов, иных правовых актов Российской Федерации, регулирующих деятельность арбитражных управляющих. Государственный контроль и надзор саморегулируемых организаций осуществляются посредством проведения периодических проверок их деятельности.

    Порядок утверждения арбитражного управляющего в деле о банкротстве на основании статьи 45 127-ФЗ

    Статья 45 в 127-ФЗ определяет порядок утверждения арбитражного управляющего в деле о признании финансовой несостоятельности. За утверждение кандидатуры отвечает арбитражный суд, который ведет дело о банкротстве.

    Структура и содержание ст. 45 127-ФЗ

    Статья 45 127-ФЗ состоит из 11 пунктов и посвящена вопросам назначения арбитражного управляющего в деле о банкротстве. Это весьма важный этап, так как управляющий наделен широким спектром важных контролирующих, руководящих функций и обязанностей в процедуре признания юридического лица финансово несостоятельным. Специалист должен быть назначен после принятия судом заявления о банкротстве определенного юрлица и признания такого заявления обоснованным (при наличии признаков несостоятельности).

    Статья 45 учитывает следующие вопросы назначения арбитражного управляющего:

    1. Действия СРО после получения определения суда или протокола собрания кредиторов о назначении управляющего.
    2. Предоставление информации о форме допуска к государственной тайне руководителя должника и степени секретности сведений.
    3. Утверждение арбитражного управляющего судом.
    4. Основания для отказа в утверждении управляющего судом.
    5. Действия при освобождении или отстранении арбитражного управляющего от возложенных на него обязанностей.

    Получение СРО определения арбитражного суда

    Предыдущая редакция закона о банкротстве регулировала процедуру назначения управляющего на должность в общих чертах. Так, в п. 3 ст. 41 Закона от 1998 года были указания на такой порядок:

    1. При введении в отношении должника наблюдательной процедуры назначался временный управляющий.
    2. Если после принятия заявления от должника невозможно определить кандидатуру управляющего, то суд выносит определение о назначении управляющего не позднее 10 дней после вынесения такого решения.

    В настоящее время установлено правило о том, что управляющий в обязательном порядке должен входить в СРО. Данная организация следит за соответствием ее членов профессиональным стандартам.

    В п. 1 ст. 45 127-ФЗ указан порядок действий СРО, которого должна придерживаться организация после получения определения суда о признании должника банкротом с указанной в нем кандидатурой управляющего или соответствующего протокола собрания кредиторов.

    При получении определения суда о признании юридического лица банкротом без указания в нем на конкретного управляющего СРО самостоятельно должна представить кандидатуру из числа своих членов. Аналогичным образом ей следует поступить при получении протокола кредиторского собрания без прописанной в нем конкретной кандидатуры.

    Согласно нововведениям в закон 2008 года №296-ФЗ, заявителем или собранием кредиторов может быть не только выбрана СРО для предложения кандидатуры управляющего, но и сам кандидат. Ранее они были лишены такого права. Такое решение кредиторами может быть принято на первом кредиторском собрании. Это входит в сферу его исключительной компетенции.

    С учетом того, что управляющий осуществляет свои функции по определению арбитражного суда, в письме Минэкономразвития от 2011 года №ОГ-Д06-2 отмечалось, что такой управляющий в целях осуществления профессиональной деятельности не заключает трудовой или гражданско-правовой договор с должником. Соответственно, ему не гарантируются трудовые права по ТК, а вознаграждение платится по нормам 127-ФЗ.

    Особенности назначения управляющего при работе с государственной тайной

    Заявленная СРО не может представлять кандидатуру управляющего, если он не имеет допуска к гостайне в тех случаях, когда это обязательно для банкротства данного предприятия. Наличие такого допуска является обязательным условием для утверждения судом кандидатуры управляющего.

    Положения об особенностях назначения управляющего с учетом допуска к гостайне появились в законодательстве, благодаря внесению изменений в редакцию статьи 45 127-ФЗ в 2015 году.

    Направление суду, заявителю и должнику сведений о соответствии кандидатуры арбитражного управляющего требованиям

    По п. 3 ст. 45 заявленная СРО управляющих должна обеспечить свободный доступ для заинтересованных лиц к процедуре выбора управляющего. Решение о выборе управляющего принимается СРО коллегиально.

    Данная СРО несет прямую ответственность за предоставление участникам дела о банкротстве недостоверных данных.

    Заявитель вправе заявить о замене кандидатуры управляющего или СРО, которых он указал в заявлении о признании банкротом, но до того момента, пока не было направлено определение суда в СРО для предоставления управляющего. После передачи такого документа он утрачивает право на замену.

    Утверждение арбитражного управляющего

    В п. 5 ст. 45 127-ФЗ указано, что по результатам рассмотрения в СРО управляющих информации на предмет соответствия их требованиям по ст. 20, 20.2 127-ФЗ суд утверждает управляющего.

    Во втором абзаце п. 5 ст. 45 127-ФЗ при предоставлении СРО управляющих информации о несоответствии требованиям, которые предусмотрены ст. 20, 20.2 ФЗ-127, и сведений о недостаточной компетенции, добросовестности и независимости выбранного управляющего суд может принять решение об отказе в его утверждении.

    При определении размера страховой суммы по дополнительному договору страхования она не должна быть менее размера компенсационного фонда СРО управляющих на последнюю дату, которая предшествовала дате утверждения управляющего. Требование о гражданском страховании ответственности управляющего является обязательным условием его работы.

    Действия при освобождении или отстранении арбитражного управляющего от возложенных на него обязанностей

    В том случае если арбитражный управляющий был отстранен или освобожден судом от дельнейшего исполнения обязанностей, то в течение 10 дней с даты его освобождения СРО должна представить новую кандидатуру управляющего для последующего утверждения. Но кандидатуру может выбрать и кредиторское собрание и указать ее в протоколе.

    Также СРО должна информировать суд о невозможности предоставить управляющего из-за отсутствия заинтересованных в участии в деле кандидатур.

    По п. 7 ст. 45 127-ФЗ при непредоставлении кандидатуры управляющего СРО в течение 14 дней арбитражный суд откладывает назначение данного лица на 30 дней. За этот временной промежуток должник или собрание кредиторов могут ходатайствовать перед судом о смене СРО и назначении нового кандидата. Если таких ходатайств не было, то суд рассматривает предложения от иных участников дела.

    В случае поступления нескольких ходатайств суд утверждает кандидата, который был указан в первом заявлении или предоставленного СРО раньше других.

    Пункт 8 ст. 45 утратил с 2008 года юридическую силу. В нем отмечалось, что в случае непредоставления кандидатуры управляющего в установленные сроки арбитражный суд должен был обратиться в органы по надзору. Но с учетом положений п. 9, который указал на целесообразность прекращения дела о банкротстве при отсутствии управляющего, данные функции контролирующей инстанции признали избыточными.

    В случае если арбитражный управляющий не имеет допуска к государственной тайне установленной формы, а его наличие является обязательным, то СРО обязана сообщить об этом в арбитражный суд (на основании п. 10 127-ФЗ). При этом она должна придерживаться сроков по п. 4 ст. 45 127-ФЗ. Согласно пояснениям в п. 26 Постановления Пленума ВАС от 2009 №60, при применении данной правовой нормы порядок предоставления и утверждения управляющего должен соответствовать положениям п. 7 ст. 45. В этом случае арбитражный суд обязан повторно обратиться в СРО для предоставления кандидатуры управляющего, который соответствует условиям.

    Таким образом, ст. 45 127-ФЗ определяет порядок утверждения и выдвижения арбитражного управляющего. Предоставление кандидатуры управляющего СРО осуществляет на основании определения суда или протокола собрания кредиторов.

    Процедуры банкротства: просто о сложном

    Рассказываем о процедурах банкротства, и о том, для чего они могут применяться.

    В рамках дела о банкротстве предприятие может проходить ряд процедур, каждая из которых имеет свои цели и особенности:

    2. Финансовое оздоровление.

    3. Внешнее управление.

    4. Конкурсное производство.

    5. Мировое соглашение.

    По сути четыре из пяти указанных процедур являются реабилитационными, то есть направленными на восстановление платежеспособности и сохранения предприятия. Только конкурсное производство является ликвидационной процедурой.

    Однако на практике большинство банкротств заканчивается ликвидацией.

    Остановимся подробнее на каждой из процедур.

    Наблюдение

    По закону срок проведения процедуры наблюдения не может превышать семи месяцев с даты принятия заявления о банкротстве

    Во время процедуры наблюдения предприятие может работать в обычном режиме. Более того, снимаются аресты с его имущества, разблокируются счета, приостанавливаются исполнительные производства. Пени и штрафы перестают начисляться, приставы не могут препятствовать деятельности предприятия.

    Ограничения на деятельность предприятия и его органов управления есть, но они не существенны:

    Запрещено проводить сделки более чем на 5% от балансовой стоимости активов без согласия арбитражного управляющего. Имеются в виду нетипичные сделки: образно говоря, продавать свои товары можно, а оборудование, на котором они делаются, нельзя.

    Запрещается получать и выдавать займы без согласия арбитражного управляющего.

    Читать еще:  Какой суд выдает исполнительный лист после апелляции

    Общему собранию запрещено принимать решения о распределении прибыли, выплате дивидендов, выплате действительной стоимости доли при выходе участника.

    Общему собранию запрещено принимать решение о ликвидации и реорганизации. Но оно имеет право править устав, юридический адрес и менять руководителя.

    Арбитражный управляющий в процедуре наблюдения называется временным управляющим. Его кандидатуру утверждает арбитражный суд.

    Как только суд вводит процедуру наблюдения, временный управляющий делает соответствующую публикацию в газете «Коммерсант» и в ЕФРСБ. С момента публикации начинает отсчитываться 30-дневный срок на предъявление требования кредиторов для участия в первом собрании. Кредитору крайне желательно включиться в этот список вовремя, иначе придется ждать перехода на дальнейшую процедуру.

    Временный управляющий получает доступ ко всей финансовой информации должника — он имеет право запрашивать и получать любые документы и пояснения у руководства должника, контрагентов, банков, государственных органов и т.д. Все эти лица обязаны предоставлять ему сведения в течение 7 дней без взимания какой-либо платы.

    На основании полученной информации временный управляющий проводит финансовый анализ деятельности должника. Финансовый анализ проводится минимум за два (а, как правило, за три) года, предшествовавших банкротству. Цель этой работы — дать заключение о наличии признаков преднамеренного или фиктивного банкротства, а также о наличии сомнительных сделок. Вместе с финансовым анализом арбитражный управляющий готовит рекомендации о дальнейшем развитии дела о банкротстве.

    В конце процедуры наблюдения арбитражный управляющий созывает первое собрание кредиторов. В повестку дня в обязательном порядке включаются следующие вопросы:

    1. Отчет арбитражного управляющего о проделанной работе.

    К первому собранию арбитражный управляющий готовит финансовый анализ, анализ на наличие признаков преднамеренного и фиктивного банкротства, анализ сделок, предложения по дальнейшему развитию дела о банкротстве.

    2. Выбор арбитражного управляющего на следующую процедуру. Дополнительные требования к арбитражному управляющему.

    Если временный управляющий по каким-то причинам не устраивает кредиторов, они могут проголосовать за другую кандидатуру. Также они могут установить дополнительные требования к арбитражному управляющему сверх установленных законом — опыт работы, образование и т.д.

    3. Выбор процедуры банкротства.

    После процедуры наблюдения может быть принято решение о переходе на одну из трех процедур:

    • финансовое оздоровление;
    • внешнее управление;
    • конкурсное производство.

    Также может быть принято решение о заключении мирового соглашения.

    4. Привлечение внешнего реестродержателя.

    Реестродержатель — лицо, ведущее реестр кредиторов. Это может быть арбитражный управляющий или внешняя специализированная организация. Привлекать ее или нет решает собрание кредиторов.

    5. Созыв комитета кредиторов.

    Если кредиторов более 50, то созыв комитета обязателен. В других случаях это право, а не обязанность.

    От итогов голосования по этим вопросам во многом зависит итог дела о банкротстве.

    Результаты собрания отправляются в арбитражный суд, который принимает окончательное решение — какую процедуру в деле о банкротстве следует ввести дальше.

    Если у предприятия нет имущества на финансирование последующих процедур, а действующие лица не выражают согласия взять эти расходы на себя, суд по итогу наблюдения может прекратить производство по делу о банкротстве. В этом случае все ограничения, наложенные на предприятие законом о банкротстве, снимаются, и предприятие может функционировать дальше.

    Зачастую кредитор, инициировавший дело о банкротстве, отказывается от дальнейшего финансирования дела после получения информации в процедуре наблюдения. Это делается для того, чтобы не финансировать ликвидацию должника в случае, когда взыскание средств маловероятно.

    Важно различать «прекращение» и «завершение» дела о банкротстве. После прекращения все ограничения снимаются, предприятие продолжает жить. После завершения происходит ликвидация компании, а непогашенные в процедуре банкротства долги считаются погашенными. Предприятие в этом случае исключается из Единого государственного реестра юридических лиц.

    Финансовое оздоровление

    Процедура финансового оздоровления вводится только в том случае, когда кем-то предоставлено обеспечение погашения требований кредиторов. Обеспечение осуществляется в виде залога имущества, банковской гарантии, государственной или муниципальной гарантии, поручительства и т.д.

    Максимальный срок проведения процедуры финансового оздоровления — два года.

    Лицо, желающее ввести финансовое оздоровление в отношении должника, направляет арбитражному управляющему и в суд план финансового оздоровления и график погашения долгов. Арбитражный управляющий проводит собрание, и если собранием принимается соответствующее решение, суд вводит процедуру. После этого предприятие продолжает работать по плану и графику, отчитываясь арбитражному управляющему. Важно отметить, что работа продолжается без арестов, блокировок, исполнительных производств, пеней и штрафов.

    Руководитель компании сохраняет свои полномочия. Ограничения на деятельность предприятия и его органов управления незначительны (также, как и в процедуре наблюдения).

    В процедуре финансового оздоровления арбитражного управляющего называют административным управляющим. Его кандидатура утверждается арбитражным судом.

    Как и в наблюдении, роль арбитражного управляющего в этой процедуре скорее «созерцательная». Он не принимает большого участия в работе должника.

    Административный управляющий рассматривает отчеты органов управления, осуществляет контроль над выполнением графика погашения задолженности, предоставляет информацию собранию кредиторов. В случае неисполнения графика погашения задолженности он требует от лиц, предоставивших обеспечение, исполнения обязанностей.

    На первый взгляд, процедура интересная, но на практике она применяется крайне редко. Фактически все упирается в обеспечение. Возникает естественный вопрос: если кто-то готов поручиться за должника и заинтересован в восстановлении его платежеспособности, зачем ему вносить обеспечение и входить в процедуру банкротства? В этом случае компаниям проще договориться между собой напрямую и рассчитаться с кредиторами. Это сэкономит время и деньги на процедуру банкротства.

    Чтобы процедура финансового оздоровления использовалась чаще, законодатели сейчас работают над повышением ее привлекательности.

    Внешнее управление

    Срок проведения внешнего управления не может превышать двух лет (так же, как и при финансовом оздоровлении).

    Основное отличие внешнего управления от финансового оздоровления состоит в том, что руководитель предприятия отстраняется от своей должности, а руководство компанией возлагается на внешнего управляющего. При этом участники (учредители) компании очень сильно ограничены в своих правах. Их основная функция — поиск денежных средств для погашения требований кредиторов.

    Внешний управляющий в процедуре внешнего управления:

    • принимает документы и имущество должника;
    • составляет план внешнего управления, согласовывает этот план с собранием кредиторов, после чего утверждает в суде;
    • работает в соответствии с планом для того, чтобы оздоровить предприятие. Собрание кредиторов контролирует эту работу.

    Процедура внешнего управления вводится гораздо чаще, чем финансовое оздоровление. К сожалению, к полному погашению требований кредиторов и восстановлению нормальной работы предприятия она приводит далеко не всегда. Многое здесь зависит от действий внешнего управляющего и настроя кредиторов.

    Конкурсное производство

    Конкурсное производство вводится сроком на 6 месяцев. Может продлеваться неограниченное количество раз.

    Известны банкротства, в которых конкурсное производство длится больше 5 лет.

    Цель конкурсного производства — соразмерное удовлетворение требований кредиторов. Долги, не погашенные в ходе конкурсного производства, после его завершения считаются погашенными.

    Перейти на конкурсное производство можно непосредственно после наблюдения, а можно после финансового оздоровления или внешнего управления, если эти оздоровительные процедуры не дали результата.

    Именно после открытия конкурсного производства предприятие официально признается банкротом. До этого момента оно не считается банкротом, несмотря на то, дело о банкротстве возбуждено.

    Через два месяца после публикации в газете «Коммерсантъ» и ЕФРСБ окончательно закрывается реестр кредиторов. Кредиторы, которые не успевают подать заявление о включении в реестр в этот срок, не имеют права голосовать на собрании и их требования удовлетворяются в последнюю очередь.

    Во время конкурсного производства руководитель отстраняется от управления. Общее собрание теряет почти все свои полномочия, как и в случае с внешним управлением.

    Арбитражный управляющий на этапе конкурсного производства называется конкурсным управляющим. Вот, что он делает:

    • анализирует финансовую деятельность должника (если данный анализ не проводился ранее);
    • ищет и оспаривает подозрительные сделки;
    • при необходимости оценивает и продает имущество должника;
    • при наличии оснований привлекает руководителя и учредителей должника к ответственности — в том числе субсидиарной, по долгам компании.

    После того, как арбитражный управляющий продаст все имущество и соберет долги, он переходит к удовлетворению требования кредиторов. Естественно, полное погашение долгов происходит редко.

    По статистике в России удовлетворяется от 3 до 7% требований кредиторов третьей очереди (в третьей очереди находится подавляющее число кредиторов).

    После того, как средства должника распределены, остается только выполнить ряд формальностей — сдать дела в архив, сдать ликвидационную бухгалтерскую отчетность, отчитаться в судебном заседании о проделанной работе.

    В срок от 30 до 60 дней после принятия решения о завершении конкурсного производства суд направляет решение о завершении в налоговую инспекцию. На основании этого решения налоговая инспекция исключает юридическое лицо из ЕГРЮЛ.

    Повторю ключевую фразу: долги, не погашенные в ходе конкурсного производства, считаются погашенными. Кредиторы могут со спокойной совестью списать долги как безнадежные к взысканию, а руководство должника вздохнуть спокойно (если, конечно, руководителей не привлекли к ответственности).

    Мировое соглашение

    Проще говоря, кредиторы идут навстречу компании и дают ей возможность спокойно рассчитаться с долгами.

    Но если мировое соглашение не исполняется, кредиторы или ФНС могут подать в арбитражный суд заявление о его расторжении. В этом случае процедура банкротства возобновляется с той точки, на которой соглашение было принято — например, сразу с конкурсного производства.

    Мировое соглашение утверждается арбитражным судом только в случае погашения требований кредиторов первой и второй очереди.

    Решение о заключении мирового соглашения принимается на собрании кредиторов большинством от общего количества голосов. Оно заключается в письменной форме и должно содержать положения о порядке/сроках исполнения обязательств должника в денежной форме.

    Мировое соглашение может содержать:

    • Положения о прекращении обязательств путем предоставления отступного, обмена требований на доли в УК и акции, облигации или иные ценные бумаги, новации обязательства, прощения долга и т.д.
    • Положения об изменении сроков и порядка уплаты обязательных платежей, включенных в реестр требований кредиторов.
    • Положения об уменьшении размера процентной ставки, меньший срок начисления процентной ставки или освобождение от уплаты процентов.

    Условия мирового соглашения для голосовавших против его заключения, не могут быть хуже, чем для тех, кто голосовал за него. Это касается конкурсных кредиторов и уполномоченных органов.

    Ссылка на основную публикацию
    ×
    ×
    Adblock
    detector