Как создать третейский суд пошаговая инструкция
Novie-adresa.ru

Строительный портал

Как создать третейский суд пошаговая инструкция

Как создать третейский суд пошаговая инструкция

Наталья Андреевна, юрист, спрашивает:

«1. Подлежит ли вновь создаваемый третейский суд государственной регистрации в свете вышедшего закона о третейских судах?

2. Является ли третейский суд юридическим лицом? Если да, то откуда это следует?»

Ольга Шевченко пишет:

«Мы создаем Третейский суд в городе Москве. Подскажите, пожалуйста, какой порядок регистрации. С какого момента будет создан Третейский суд? Каким образом уведомлять Арбитраж г. Москвы, какой отдел рассматривает этот вопрос? Как долго рассматриваются документы в Арбитражном суде? Нужно ли уведомлять суды общей юрисдикции?»

Романовский Александр из Санкт-Петербурга обращает внимание на различные неточности в комментариях новых законоположений:

«Из всего прочитанного на сайте и в законе сложно понять: может /должен ли регистрироваться третейский суд как юридическое лицо или это в принципе невозможно.»

На вопросы отвечает ВИНОГРАДОВА Елена Александровна

(1) Вопросы о регистрации, государственной регистрации третейского суда не имеют законодательных оснований.

Во-первых, в статье 3 Федерального закона «О третейских судах в Российской Федерации» регламентируется порядок образования и деятельности двух видов третейских судов: (а) постоянно действующих третейских судов; (б) третейских судов для разрешения конкретного спора. Отсутствие требования о государственной либо иной регистрации третейских судов обоих видов является квалифицирующим признаком общего правового режима третейского разбирательства споров, осуществляемого в соответствии с названным Федеральным законом.

Во-вторых, в основу части 3 статьи 3 Федерального закона «О третейских судах в Российской Федерации» положено очевидное разграничение между порядком создания образующих постоянно действующие третейские суды организаций – юридических лиц и «порядком образования постоянно действующих третейских судов» такими организациями.

Законодатель четко указал на то, что:

постоянно действующий третейский суд может быть образован уже созданной в соответствии с действующим гражданским законодательством организацией;

такая организация должна являться юридическим лицом;

«Постоянно действующий третейский суд считается образованным, когда организация – юридическое лицо:

1) приняла решение об образовании постоянно действующего третейского суда;

2) утвердила положение о постоянно действующем третейском суде;

3) утвердила список третейских судей» (часть 3 статьи 3 Федерального закона «О третейских судах в Российской Федерации»).

Таким образом, под «образованием постоянно действующего третейского суда» закон понимает не создание и тем более не регистрацию какой-либо специальной организации, а оформление одного из видов деятельности имеющей статус юридического лица организации, созданной в соответствии с гражданским законодательством.

Ошибкой является отождествление «постоянно действующего третейского суда» с организационно-правовой формой образующей его организации — юридического лица.

(2) Федеральный закон «О третейских судах в Российской Федерации» не ставит образование постоянно действующего третейского суда в зависимость от выполнения предписаний части 4 статьи 3 этого закона, согласно которой:

«Организация — юридическое лицо, образовавшая постоянно действующий третейский суд, направляет в компетентный суд, осуществляющий судебную деятельность на той территории, где расположен постоянно действующий третейский суд, копии документов, свидетельствующих об образовании постоянно действующего третейского суда в соответствии с частью 3… [статьи 3] Федерального закона «О третейских судах в Российской Федерации».

Следовательно, уведомительный характер имеет направление в компетентный суд копий:

решения об образовании постоянно действующего третейского суда;

положения о постоянно действующем третейском суде;

списка третейских судей» (часть 3 статьи 3 Федерального закона «О третейских судах в Российской Федерации»).

Копии перечисленных документов направляются в арбитражный суд и/или в районный суд общей юрисдикции в зависимости от объема компетенции постоянно действующего третейского суда (круга споров, которые указаны в Положении о постоянно действующем третейском суде как отнесенные к его компетенции).

(3) Какие-либо правила направления копий документов об образовании постоянно действующего третейского суда в компетентный суд и их рассмотрения в компетентном суде в законодательстве не установлены. На практике копии документов об образовании постоянно действующего третейского суда адресуются в компетентный суд, например, в Арбитражный Суд г. Москвы. Они направляются по почте с уведомлением о вручении или сдаются в канцелярию компетентного суда. Дата получения компетентным судом копий вышеназванных документов на дату образования постоянно действующего третейского суда не влияет.

(4) Не требуется и не следует вновь образовывать постоянно действующий третейский суд «в соответствии» с новым федеральным законом взамен ранее созданного и действовавшего на основании Временного положения о третейских судах для разрешения экономических споров от 24 июня 1992 г.

В случае приведения правил постоянно действующего третейского суда в соответствие с положениями нового федерального закона либо утверждения нового Списка третейских судей, рекомендуется принимать новую редакцию правил (уставов, положений, регламентов и др.) и списков третейских судей с указанием первоначальной даты образования постоянно действующего третейского суда.

Новые редакции правил постоянно действующих третейских судов направляются в компетентный суд, однако ни принятие новых редакций таких правил, ни их направление в компетентные суды на дату образования постоянно действующего третейского суда не влияют.

Как создать третейский суд пошаговая инструкция

В РФ могут образовываться постоянно действующие третейские суды и третейские суды для рассмотрения конкретного спора.

Эти разновидности отличаются друг от друга не только компетенцией, где выделяется общая для определённых категорий споров и частная – исключительно для одного конкретного спора, но и временем существования (продолжительностью). Главное – они отличаются процедурой разбирательства споров, которые они могут рассматривать в соответствии с предметной компетенцией и порядком создания.

Выделим и разберём порядок создания постоянно действующих третейских судов.

Закон предусматривает создание постоянно действующих третейских судов при организациях – юридических лицах. Сам третейский суд юридическим лицом не является, следовательно, от своего имени не может заключать договоры, связанные с материальным обеспечением его деятельности, не имеет банковского счёта, бухгалтерии и не обладает правом нанимать и увольнять работников. Его основная функция – разбирательство споров, а также оформление и ведение документации. Все хозяйственные, финансовые функции, включая выплату гонорара, выполняет учредитель.

Постоянно действующие третейские суды образуются при юридических лицах, часто при союзах юристов. В некоторых случаях постоянно действующие третейские суды создаются в соответствии с прямым указанием закона (Закон «О биржевых сделках»). Вместе с тем они не создаются при органах публичной власти, в том числе и наделёнными признаками юридического лица, поскольку в таком случае неизбежно было бы использование публично-властных полномочий, а это противоречило бы природе третейского суда.

К условиям создания постоянно действующего третейского суда относятся:

1) принятие решения о его создании соответствующим органом юридического лица (собранием, правлением, советом директоров и др.). На практике такое решение принимается коллегиальным исполнительным органом (правлением торговой палаты и др.), действующим в соответствии с уставом и иными документами (хотя закон об этом непосредственно ничего не говорит);

2) организация – учредитель утверждает положение о постоянно действующем третейском суде. В нём определяется: статус и компетенция, а также процедура разбирательства; размер третейского сбора; определяются расходы и другое;

3) юридическое лицо – учредитель должно утвердить список третейских судей. Он может иметь обязательный характер (тогда выбор должен быть произведён только из этого списка) или носить рекомендательный характер.

С момента принятия учредителем решения о создании постоянно действующего третейского суда, утверждения Положения о нём и списка судей, суд считается созданным. Какой-то дополнительной регистрации положения о третейском суде или решения о его создании закон не требует.

Главное, что нужно сделать – направить в компетентный суд по территории нахождения третейского суда копии документов, свидетельствующих об образовании. Однако такая передача очень важна, например, для принятия заявления на принудительное исполнение принятых решений, поскольку указанные действия совершаются компетентным судом.

Порядок образования третейского суда для разрешения конкретного спора Федеральный закон «О третейских судах в РФ» отдаёт на усмотрение самих спорящих сторон. Однако в соглашении, определяющем этот порядок, не могут содержаться пункты, противоречащие некоторым правилам ФЗ, императивно установленным для формирования третейского суда, поскольку в ином случае нарушались бы определённые принципиальные основы третейского разбирательства споров. В данном случае речь идёт о правилах, определяющих требования, предъявляемые к:

– гражданам, избираемым третейским судьёй (см. п. 1,2 ст. 8 ФЗ);

– количественному составу третейского суда, который должен быть нечётным (п. 1 ст. 9 ФЗ);

– случаям прекращения полномочий третейского суда (п. 1,2 ст. 13 ФЗ);

– случаям замены третейского судьи (ст. 14 ФЗ).

Если же стороны договорились о рассмотрении спора судом ad hoс, но не определили соглашением порядок формирования, то этот порядок определяется ФЗ «О третейских судах» (ст. 8-14).

Нормы процессуального права, применяемые в государственных судах, не подлежат применению в третейском разбирательстве, в том числе и по аналогии.

Передача спора на разрешение третейского суда.

Предпосылкой третейского разбирательства является заключенное соглашение, которому должна быть придана письменная форма. Это правило привносит стабильность во взаимоотношения сторон на стадии разрешения между ними споров. Третейское соглашение считается заключенным в письменной форме, если оно содержится в документе, подписанном сторонами, либо заключено посредством обмена письмами, сообщениями по телетайпу, телеграфу или с использованием других средств электронной или иной связи, обеспечивающих фиксацию такого соглашения. Ссылка в договоре на документ, содержащий условие о передаче спора на разрешение третейского суда, является третейским соглашением при условии, что договор заключен в письменной форме и данная ссылка такова, что делает третейское соглашение частью договора.

Соглашение о передаче спора на разрешение третейского суда может быть включено в правила организованных торгов, правила клиринга, которые зарегистрированы в соответствии с законодательством Российской Федерации. Такое соглашение является третейским соглашением участников организованных торгов, сторон договора, заключенного на организованных торгах в соответствии с правилами организованных торгов, или участников клиринга.

Читать еще:  Изменение порядка общения с ребенком судебная практика

При несоблюдении правил заключения, третейское соглашение является несостоятельным.

В российском законодательстве о третейском разбирательстве существует правило, что предусматривается недействительность третейских оговорок, включенных в договоры присоединения. Определение таких договоров заимствовано из п. 1 ст. 428 ГК РФ. Целью данной нормы признаётся невозможность доминирующей стороны навязать другой стороне третейское разбирательство. Этот подход обоснован, когда истцом является доминирующая сторона, а другая сторона отказывается от третейского разбирательства со ссылкой на недействительность третейской оговорки. Вместе с этим ссылка составителя договора на недействительность содержащейся в нем оговорки и его отказ от заключения третейского соглашения после возникновения спора в случае, когда на третейском разбирательстве настаивает другая сторона, должна быть логичной. Третейское соглашение касающееся спора, находящегося на разрешении компетентного суда может быть заключено до принятия решения.

Обращаем внимание, что при передаче спора в постоянно действующий третейский суд Правила суда должны рассматриваться как неотъемлемая часть третейского соглашения, при условии, что стороны не договорились об ином.

Соглашение о передаче спора на рассмотрение третейского суда может включать следующие условия:

– наименование сторон их адреса;

– указание на кандидатуры избранных судей;

– срок разрешения спора;

– место и время составления соглашения.

После заключения соглашения о передаче спора на разрешение третейского суда односторонний отказ от его исполнения не допускается. Исключением является случай, когда эта сторона докажет, что кто-либо и третейских судей заинтересован в исходе дела и что об этом обязательстве ей не было известно при заключении договора.

Правила постоянно действующих третейских судов при Торговой промышленной палате Оренбургской области говорят о том, что соглашение о передаче спора третейскому суду может касаться конкретного спора, определённых или всех без исключения споров (которые возникли или могут возникнуть между сторонами), вытекающих из организационно-правовых отношений, независимо от того, носило ли оно договорной характер. Граждане, заключившие соглашение о передаче спора на рассмотрение третейского суда, не вправе отказаться от него до истечения срока, предусмотренного соглашением.

Расходы, связанные с разрешением спора можно разделить на 3 группы:

1 Деятельность третейского суда государством не финансируется, однако по экономической сути и составу расходы, связанные с разрешением спора, совпадают с расходами, связанными с деятельностью государственных судов. По составу эти расходы можно разделить на:

– общие, связанные с рассмотрением спора и деятельностью третейского суда;

– дополнительные расходы (издержки) сторон в связи с третейским разбирательством, которые возникают по их инициативе в зависимости от обстоятельств дела.

К общим расходам следует отнести гонорары третейских судей, К ним относятся также вознаграждение секретариата суда, расходы на аренду помещения, организацию делопроизводства, техническое обеспечение, типографские и почтовые расходы.

Как правило, общие расходы включаются в третейский сбор, который оплачивается при подаче искового заявления.

Размер сбора определяется с учётом экономических расходов. При этом часто размер сбора устанавливается ниже размера государственной пошлины.

Ставки третейского сбора зависят от цены иска. Если постоянно действующий третейский суд образован и действует при юридических лицах, то ставки сбора (и, соответственно, гонораров судей) устанавливаются этой организацией. Главное при определении суммы сбора то, чтобы третейский суд компенсировал все общие расходы, связанные с деятельностью третейского суда.

К дополнительным расходам следует отнести: расходы, понесённые третейскими судьями, связанные с участием в деле, включая оплату проезда к месту рассмотрения; суммы, подлежащие выплате экспертам, переводчикам; расходы, понесённые судьями в связи с осмотром и исследованием письменных и вещественных доказательств на месте их нахождения; расходы, понесённые свидетелями.

Дополнительные расходы не включаются в третейский сбор и оплачиваются отдельно. Третейский суд может потребовать от стороны внесение аванса на покрытие расходов третейского суда.

Особое место в составе расходов занимают расходы на оплату услуг представителя стороны, в пользу которой состоялось решение.

Закрепилась практика по взысканию расходов за юридические услуги по подготовке и ведению дела, которая соответствует международной практике. Такие расходы подлежат возмещению той стороне, в пользу которой состоялось решение.

Представляется, что независимо от того, в каком порядке будет определено, как стороны несут расходы, размер третейского сбора целесообразно указывать в регламенте третейского суда или положении о третейских сборах.

Такой подход оправдан тем, что сторонам заранее видно, какие расходы они понесут при рассмотрении, и в каком порядке оплачивается сбор.

Следует отметить, что третейскому разбирательству не характерно освобождение от расходов, исходя из принципа равенства сторон. Это важно, поскольку до уплаты сбора дело остается без движения.

2 Судейский гонорар определяется с учётом цены иска, сложности спора, времени, затраченного на разбирательство и др. В зависимости от этих обстоятельств, размер гонорара может быть повышен путём увеличения сбора, в зависимости от Правил суда. Если повышение невозможно, вознаграждение может быть повышено организацией, при которой образован суд, по представлению председателя суда за счёт общих расходов. Безусловно, правила об этом должны быть определены в документах, регулирующих деятельность судов.

В третейских судах по рассмотрению конкретного спора как количество судей, так и размер гонорара определяется по договорённости сторон. Как правило, гонорар перечисляется либо на счета судей, либо на счёт председателя авансом, который после принятия решения по делу передаёт гонорар судьям.

При отсутствии договорённости размер определяется составом суда, однако обозначенные в норме критерии должны быть учтены.

3 Правила распределения расходов определяются в Регламенте или Положении о третейских сборах и расходах. Особенность заключается в том, что стороны могут договориться об этом между собой. Если соглашение отсутствует, то по общему правилу они распределяются в зависимости от судьбы иска. Если иск удовлетворён частично, то сбор возлагается на ответчика пропорционально части требований, в которой ему отказано.

В регламенте может быть установлено иное правило, в соответствии с которым суд может взыскать в пользу одной из сторон с другой стороны понесённые излишние расходы, вызванные нецелесообразными или недобросовестными действиями другой, приведшими к затягиванию сроков рассмотрения дела.

Любой вопрос по распределению разрешается третейским судом и излагается в мотивах решения или определения со ссылкой на Регламент или Положение. Возможно, уменьшение размера и частичный возврат сбора в случаях рассмотрения спора единолично судьёй, отзыва иска до первого слушания.

Как создать третейский суд пошаговая инструкция

В РФ могут образовываться постоянно действующие третейские суды и третейские суды для рассмотрения конкретного спора.

Эти разновидности отличаются друг от друга не только компетенцией, где выделяется общая для определённых категорий споров и частная – исключительно для одного конкретного спора, но и временем существования (продолжительностью). Главное – они отличаются процедурой разбирательства споров, которые они могут рассматривать в соответствии с предметной компетенцией и порядком создания.

Выделим и разберём порядок создания постоянно действующих третейских судов.

Закон предусматривает создание постоянно действующих третейских судов при организациях – юридических лицах. Сам третейский суд юридическим лицом не является, следовательно, от своего имени не может заключать договоры, связанные с материальным обеспечением его деятельности, не имеет банковского счёта, бухгалтерии и не обладает правом нанимать и увольнять работников. Его основная функция – разбирательство споров, а также оформление и ведение документации. Все хозяйственные, финансовые функции, включая выплату гонорара, выполняет учредитель.

Постоянно действующие третейские суды образуются при юридических лицах, часто при союзах юристов. В некоторых случаях постоянно действующие третейские суды создаются в соответствии с прямым указанием закона (Закон «О биржевых сделках»). Вместе с тем они не создаются при органах публичной власти, в том числе и наделёнными признаками юридического лица, поскольку в таком случае неизбежно было бы использование публично-властных полномочий, а это противоречило бы природе третейского суда.

К условиям создания постоянно действующего третейского суда относятся:

1) принятие решения о его создании соответствующим органом юридического лица (собранием, правлением, советом директоров и др.). На практике такое решение принимается коллегиальным исполнительным органом (правлением торговой палаты и др.), действующим в соответствии с уставом и иными документами (хотя закон об этом непосредственно ничего не говорит);

2) организация – учредитель утверждает положение о постоянно действующем третейском суде. В нём определяется: статус и компетенция, а также процедура разбирательства; размер третейского сбора; определяются расходы и другое;

3) юридическое лицо – учредитель должно утвердить список третейских судей. Он может иметь обязательный характер (тогда выбор должен быть произведён только из этого списка) или носить рекомендательный характер.

С момента принятия учредителем решения о создании постоянно действующего третейского суда, утверждения Положения о нём и списка судей, суд считается созданным. Какой-то дополнительной регистрации положения о третейском суде или решения о его создании закон не требует.

Главное, что нужно сделать – направить в компетентный суд по территории нахождения третейского суда копии документов, свидетельствующих об образовании. Однако такая передача очень важна, например, для принятия заявления на принудительное исполнение принятых решений, поскольку указанные действия совершаются компетентным судом.

Порядок образования третейского суда для разрешения конкретного спора Федеральный закон «О третейских судах в РФ» отдаёт на усмотрение самих спорящих сторон. Однако в соглашении, определяющем этот порядок, не могут содержаться пункты, противоречащие некоторым правилам ФЗ, императивно установленным для формирования третейского суда, поскольку в ином случае нарушались бы определённые принципиальные основы третейского разбирательства споров. В данном случае речь идёт о правилах, определяющих требования, предъявляемые к:

– гражданам, избираемым третейским судьёй (см. п. 1,2 ст. 8 ФЗ);

– количественному составу третейского суда, который должен быть нечётным (п. 1 ст. 9 ФЗ);

Читать еще:  Отсутствие договора с управляющей компанией судебная практика

– случаям прекращения полномочий третейского суда (п. 1,2 ст. 13 ФЗ);

– случаям замены третейского судьи (ст. 14 ФЗ).

Если же стороны договорились о рассмотрении спора судом ad hoс, но не определили соглашением порядок формирования, то этот порядок определяется ФЗ «О третейских судах» (ст. 8-14).

Нормы процессуального права, применяемые в государственных судах, не подлежат применению в третейском разбирательстве, в том числе и по аналогии.

Передача спора на разрешение третейского суда.

Предпосылкой третейского разбирательства является заключенное соглашение, которому должна быть придана письменная форма. Это правило привносит стабильность во взаимоотношения сторон на стадии разрешения между ними споров. Третейское соглашение считается заключенным в письменной форме, если оно содержится в документе, подписанном сторонами, либо заключено посредством обмена письмами, сообщениями по телетайпу, телеграфу или с использованием других средств электронной или иной связи, обеспечивающих фиксацию такого соглашения. Ссылка в договоре на документ, содержащий условие о передаче спора на разрешение третейского суда, является третейским соглашением при условии, что договор заключен в письменной форме и данная ссылка такова, что делает третейское соглашение частью договора.

Соглашение о передаче спора на разрешение третейского суда может быть включено в правила организованных торгов, правила клиринга, которые зарегистрированы в соответствии с законодательством Российской Федерации. Такое соглашение является третейским соглашением участников организованных торгов, сторон договора, заключенного на организованных торгах в соответствии с правилами организованных торгов, или участников клиринга.

При несоблюдении правил заключения, третейское соглашение является несостоятельным.

В российском законодательстве о третейском разбирательстве существует правило, что предусматривается недействительность третейских оговорок, включенных в договоры присоединения. Определение таких договоров заимствовано из п. 1 ст. 428 ГК РФ. Целью данной нормы признаётся невозможность доминирующей стороны навязать другой стороне третейское разбирательство. Этот подход обоснован, когда истцом является доминирующая сторона, а другая сторона отказывается от третейского разбирательства со ссылкой на недействительность третейской оговорки. Вместе с этим ссылка составителя договора на недействительность содержащейся в нем оговорки и его отказ от заключения третейского соглашения после возникновения спора в случае, когда на третейском разбирательстве настаивает другая сторона, должна быть логичной. Третейское соглашение касающееся спора, находящегося на разрешении компетентного суда может быть заключено до принятия решения.

Обращаем внимание, что при передаче спора в постоянно действующий третейский суд Правила суда должны рассматриваться как неотъемлемая часть третейского соглашения, при условии, что стороны не договорились об ином.

Соглашение о передаче спора на рассмотрение третейского суда может включать следующие условия:

– наименование сторон их адреса;

– указание на кандидатуры избранных судей;

– срок разрешения спора;

– место и время составления соглашения.

После заключения соглашения о передаче спора на разрешение третейского суда односторонний отказ от его исполнения не допускается. Исключением является случай, когда эта сторона докажет, что кто-либо и третейских судей заинтересован в исходе дела и что об этом обязательстве ей не было известно при заключении договора.

Правила постоянно действующих третейских судов при Торговой промышленной палате Оренбургской области говорят о том, что соглашение о передаче спора третейскому суду может касаться конкретного спора, определённых или всех без исключения споров (которые возникли или могут возникнуть между сторонами), вытекающих из организационно-правовых отношений, независимо от того, носило ли оно договорной характер. Граждане, заключившие соглашение о передаче спора на рассмотрение третейского суда, не вправе отказаться от него до истечения срока, предусмотренного соглашением.

Расходы, связанные с разрешением спора можно разделить на 3 группы:

1 Деятельность третейского суда государством не финансируется, однако по экономической сути и составу расходы, связанные с разрешением спора, совпадают с расходами, связанными с деятельностью государственных судов. По составу эти расходы можно разделить на:

– общие, связанные с рассмотрением спора и деятельностью третейского суда;

– дополнительные расходы (издержки) сторон в связи с третейским разбирательством, которые возникают по их инициативе в зависимости от обстоятельств дела.

К общим расходам следует отнести гонорары третейских судей, К ним относятся также вознаграждение секретариата суда, расходы на аренду помещения, организацию делопроизводства, техническое обеспечение, типографские и почтовые расходы.

Как правило, общие расходы включаются в третейский сбор, который оплачивается при подаче искового заявления.

Размер сбора определяется с учётом экономических расходов. При этом часто размер сбора устанавливается ниже размера государственной пошлины.

Ставки третейского сбора зависят от цены иска. Если постоянно действующий третейский суд образован и действует при юридических лицах, то ставки сбора (и, соответственно, гонораров судей) устанавливаются этой организацией. Главное при определении суммы сбора то, чтобы третейский суд компенсировал все общие расходы, связанные с деятельностью третейского суда.

К дополнительным расходам следует отнести: расходы, понесённые третейскими судьями, связанные с участием в деле, включая оплату проезда к месту рассмотрения; суммы, подлежащие выплате экспертам, переводчикам; расходы, понесённые судьями в связи с осмотром и исследованием письменных и вещественных доказательств на месте их нахождения; расходы, понесённые свидетелями.

Дополнительные расходы не включаются в третейский сбор и оплачиваются отдельно. Третейский суд может потребовать от стороны внесение аванса на покрытие расходов третейского суда.

Особое место в составе расходов занимают расходы на оплату услуг представителя стороны, в пользу которой состоялось решение.

Закрепилась практика по взысканию расходов за юридические услуги по подготовке и ведению дела, которая соответствует международной практике. Такие расходы подлежат возмещению той стороне, в пользу которой состоялось решение.

Представляется, что независимо от того, в каком порядке будет определено, как стороны несут расходы, размер третейского сбора целесообразно указывать в регламенте третейского суда или положении о третейских сборах.

Такой подход оправдан тем, что сторонам заранее видно, какие расходы они понесут при рассмотрении, и в каком порядке оплачивается сбор.

Следует отметить, что третейскому разбирательству не характерно освобождение от расходов, исходя из принципа равенства сторон. Это важно, поскольку до уплаты сбора дело остается без движения.

2 Судейский гонорар определяется с учётом цены иска, сложности спора, времени, затраченного на разбирательство и др. В зависимости от этих обстоятельств, размер гонорара может быть повышен путём увеличения сбора, в зависимости от Правил суда. Если повышение невозможно, вознаграждение может быть повышено организацией, при которой образован суд, по представлению председателя суда за счёт общих расходов. Безусловно, правила об этом должны быть определены в документах, регулирующих деятельность судов.

В третейских судах по рассмотрению конкретного спора как количество судей, так и размер гонорара определяется по договорённости сторон. Как правило, гонорар перечисляется либо на счета судей, либо на счёт председателя авансом, который после принятия решения по делу передаёт гонорар судьям.

При отсутствии договорённости размер определяется составом суда, однако обозначенные в норме критерии должны быть учтены.

3 Правила распределения расходов определяются в Регламенте или Положении о третейских сборах и расходах. Особенность заключается в том, что стороны могут договориться об этом между собой. Если соглашение отсутствует, то по общему правилу они распределяются в зависимости от судьбы иска. Если иск удовлетворён частично, то сбор возлагается на ответчика пропорционально части требований, в которой ему отказано.

В регламенте может быть установлено иное правило, в соответствии с которым суд может взыскать в пользу одной из сторон с другой стороны понесённые излишние расходы, вызванные нецелесообразными или недобросовестными действиями другой, приведшими к затягиванию сроков рассмотрения дела.

Любой вопрос по распределению разрешается третейским судом и излагается в мотивах решения или определения со ссылкой на Регламент или Положение. Возможно, уменьшение размера и частичный возврат сбора в случаях рассмотрения спора единолично судьёй, отзыва иска до первого слушания.

Третейский суд

Третейский суд – это единоличный арбитр (третейский судья) или коллегия арбитров, избранные в согласованном порядке сторонами или назначенные Арбитражным учреждением для разрешения спора, возникшего из гражданско-правовых отношений.

Третейский суд рассматривает споры между юридическими лицами, юридическими лицами и гражданами, а также граждан между собой.

Виды третейских судов

Деятельность российских третейских судов регулируется на трех уровнях:

общеевропейский третейский суд;

федеральный третейский суд;

местный третейский суд.

Какие дела рассматривает третейский суд

Третейские суды рассматривают те же дела, что и арбитражные суды и суды общей юрисдикции, но с некоторыми исключениями.

Стороны могут передать в третейский суд дела, связанные с:

– корпоративными спорами, то есть спорами о «внутренних делах» компании:

о принадлежности акций;

долей в уставном капитале;

об ущербе, причинённом компании действиями её руководства и т.д.

– договорами (подряда, поставки, купли-продажи, аренды, мены, перевозки и любыми другими договорами);

– финансовыми отношениями между компаниями;

– защитой деловой репутации.

Отличия третейского суда от арбитражного и суда общей юрисдикции

Главное отличие: третейские суды создаются компаниями, арбитражные суд и суды общей юрисдикции учреждаются государством.

Но есть и другие отличия:

– В возможности обратиться в суд:

в третейские суды стороны обращаются только по взаимному согласию. Требуется оформление арбитражного соглашения, в котором стороны указывают, что они обязуются обратиться в третейский суд при возникновении спора. Если стороны не договорятся, то придётся идти в арбитражный суд;

для обращения в арбитражные суды и суды общей юрисдикции никаких договорённостей ни о чем не нужно.

– В части назначения судей:

в третейских судах стороны сами определяют количество судей третейского суда (арбитров) и сами их выбирают;

в арбитражных судах и судах общей юрисдикции стороны никак не могут повлиять, какой судья или судьи будут разбирать их дело.

Читать еще:  Восстановление кредитной истории через суд

– В части оплаты работы судов:

в третейском разбирательстве стороны оплачивают работу арбитра и его расходы на производство по делу, в том числе расходы на проезд и подобные. Также стороны оплачивают работу переводчиков и экспертов и другие расходы третейского суда;

арбитражные суды и суды общей юрисдикции финансируются государством.

– В части полномочий судов:

третейский суд сам определяет пределы своих полномочий;

полномочия арбитражных судов и судов общей юрисдикции определены законами, то есть государством.

Почему компании обращаются в третейские суды

Компании обращаются в третейские суды по следующим причинам:

разбирательство в третейских судах проходит, как правило, быстрее, чем в арбитражных;

третейские суды куда менее формальны, чем арбитражные суды;

участники спора могут выбирать арбитра сами, ориентируясь на профессиональные качества третейского судьи;

как правило, авторитет третейских судов более высокий по сравнению с арбитражными судами.

Третейское соглашение

Компетенция третейского суда основывается на соглашении сторон. Третейское соглашение может быть заключено в виде третейской оговорки в разделе «Порядок разрешения споров» договора или в дополнительном соглашении к действующему договору. Также третейское соглашение может быть заключено в виде отдельного письменного соглашения. Такое соглашение возможно заключить на любой стадии спора, в том числе если дело уже находится в государственном суде (до принятия решения в первой инстанции).

Третейская оговорка может быть трех видов:

альтернативная оговорка. Текст оговорки будет выглядеть следующим образом: «Все споры по настоящему договору передаются на разрешение по выбору истца, или в , или в »;

безальтернативная оговорка. Текст оговорки будет выглядеть следующим образом: «Все споры по настоящему договору передаются на разрешение в »;

конкретизирующая оговорка. Текст оговорки будет выглядеть следующим образом: «Споры, связанные с передаются на разрешение в . Все остальные споры передаются на разрешение в ».

Требования к третейскому судье

Арбитр (третейский судья) – это физическое лицо достигшее возраста 25 лет.

Если третейский судья председательствует в коллегии или рассматривает дело единолично, то он:

обязан иметь высшее юридическое образование;

не должен иметь не снятую или не погашенную судимость.

Также должны отсутствовать какие-либо компрометирующие сведения.

Порядок третейского судопроизводства

В третейский суд с иском может обратиться любое юридическое или физическое лицо.

Иск может быть в отношении любого юридического или физического лица.

Основание для принятия иска к рассмотрению третейским судом

Основанием для принятия иска к рассмотрению третейским судом является третейское соглашение – письменное соглашение сторон о передаче спора по заключенному между ними договору в конкретный третейский суд.

Истец уплачивает третейскому суду третейский сбор, в порядке и размере установленном регламентом.

Рассмотрение иска чаще всего проходит в одно судебное заседание.

Состав третейского суда для разрешения иска

Состав третейского суда для разрешения иска может определяться либо регламентом третейского суда, либо третейским соглашением.

Состав третейского суда может быть единоличным или коллегиальным. В первом случае судья выбирается сторонами либо назначается председателем суда. Во втором случае стороны предлагают своих арбитров, которые затем выбирают председательствующего третейского судью из списка судей третейского суда.

Результат третейского разбирательства

Результат третейского разбирательства оформляется судебным решением, которое незамедлительно становится обязательным, если в третейской записи стороны не предусмотрели иного.

Исполнение решения третейского суда

Решение третейского суда подлежит немедленному добровольному исполнению.

Если решение третейского суда не исполнено добровольно, то оно подлежит принудительному исполнению.

В этом случае государственный суд вызывает стороны третейского разбирательства и предлагает им заявить о наличии оснований для отказа в выдаче исполнительного листа. Если оснований нет, то выдаётся исполнительный лист, который взыскатель имеет право направить в Федеральную службу судебных приставов либо в определённых законом случаях осуществить принудительное взыскание самостоятельно.

Штрафные санкции за неисполнение решения третейского суда

За неисполнение решения третейского суда проигравшей стороной добровольно, третейским соглашением или регламентом может быть предусмотрен штраф.

Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме.

Как работает третейский суд? Арбитражное соглашение, подача иска и исполнение решения

Понравилась статья? Следите за новыми идеями из мира строительства, дизайна, полезных советов в нашем канале. Подписывайтесь на нас в Яндекс.Дзене. Подписаться.

Многие, наверное, уже слышали такое понятие, как “третейский суд”, а кто-то уже прибегал к его услугам. Однако, большинство все еще не знают, что это такое, в чем его отличие от привычного арбитражного суда и когда можно обращаться к третейскому судье? Для того, чтобы ликвидировать этот пробел в знаниях наших читателей, мы подготовили статью, из которой вы сможете узнать об институте третейского суда более подробно.

Что такое третейский суд?

Третейский суд или коммерческий арбитраж представляет собой судебный негосударственный орган, который занимается разрешением споров по экономическим и хозяйственным договорам между юридическими лицами и гражданами. Система третейских судов – это институт саморегулирования гражданского общества, который занимается правоприменительной деятельностью в виде разрешения гражданско-правовых споров. Такая деятельность основана на взаимном волеизъявлении сторон или так называемом третейском соглашении. При возникновении конфликтных ситуаций партнеры по бизнесу все чаще решают вопросы в третейском суде. Прежде всего, это значительно быстрее, к тому же сторонам обычно известен судья и они доверяют его авторитетному мнению.

Следует помнить, что после вступления с 1 сентября 2016 года в силу Федерального закона от 29.12.2015 года № 382-ФЗ «Об арбитраже (третейском разбирательстве) в РФ» третейские суды могут создаваться только в форме некоммерческой организации. В форме ОАО или ООО третейские суды функционировать больше не могут. Кроме того, в данном законе закреплены базовые положения работы третейских судов в нашей стране.

Какие виды третейских судов существуют?

В соответствии с действующим российским законодательством есть два вида третейских судов:

  • третейский суд, который создан сторонами для того, чтобы разрешить конкретный спор -для частного случая;
  • созданный и функционирующий на постоянной основе третейский суд. В этот суд субъекты гражданских правоотношений могут передать на рассмотрение и разрешение уже имеющийся спор или споры, которые могут возникнуть между сторонами в будущем (институциональный).

Как регулируется деятельность третейских судов?

Регулирование деятельности российских третейских судов осуществляется на трех уровнях:

  • общеевропейском – Европейская конвенция «О внешнеторговом арбитраже»;
  • федеральном – Федеральный закон от 29.12.2015 года № 382-ФЗ «Об арбитраже (третейском разбирательстве) в РФ»;
  • местном – регламент конкретного третейского суда и третейские соглашения сторон, участвующих в споре.

Каждый третейский суд самостоятельно разрабатывает регламент своей работы. Правила третейского разбирательства стороны принимают при подписании третейского соглашения, так как они являются неотъемлемой его частью. При передаче спора на рассмотрение третейского суда стороны берут на себя обязательство подчиниться его решению.

Что такое арбитражное (третейское) соглашение?

Третейское соглашение заключается в виде третейской оговорки и может быть оформлено как в разделе «Порядок разрешения споров» договора, так и в дополнительном соглашении к уже действующему договору. Кроме того третейское соглашение может быть составлено как отдельное письменное соглашение на любой стадии спора, даже если дело уже отправлено в государственный суд. Третейская оговорка может быть:

  • безальтернативной: «Все споры по настоящему договору передаются на разрешение в конкретный третейской суд”;
  • альтернативной: «Все споры по настоящему договору по выбору истца передаются на разрешение в государственный суд или в третейский суд”;
  • конкретизирующей: «Споры, связанные с конкретным нарушением передаются на разрешение в третейский суд. Все остальные споры будет разрешать государственный суд”.

Как подается иск и разрешается спор?

Исковое заявление в третейский суд оформляется так же, как и при подаче иска в государственный суд. Однако обязательно добавляется абзац, в котором обосновывается компетенция третейского суда на рассмотрение спора и индивидуальные требования его регламента. После того как иск подан, формируется состав суда или назначается единоличный судья. Зачастую разрешение спора осуществляется в ходе одного судебного заседания. В случае необходимости суд может переносить заседания. Решение третейского суда вступает в силу с момента его принятия. Если в третейском соглашении содержится указание об окончательности решения третейского суда, то обжалованию оно не подлежит.

Порядок исполнения решения третейского суда

Решение третейского суда исполняется сторонами добровольно. Если оно не исполнено, то победившая сторона имеет право обратиться в государственный суд за выдачей исполнительного листа. Сделать это можно по месту нахождения имущества или ответчика. Выдавая исполнительный лист, государственный суд производит проверку таких формальных признаков третейского разбирательства как:

  • компетенция третейского суда в рамках Федеральных законов, которые запрещают рассматривать некоторые категории дел;
  • соблюдение основополагающих принципов права Российской Федерации.

Полученный в суде исполнительный лист направляется в Службу судебных приставов в соответствии с общим порядком исполнительного производства.

Преимущества третейского суда

Необходимо отметить, что третейское судопроизводство имеет целый ряд преимуществ в сравнении с судопроизводством в государственных судах России:

  • стороны имеют возможность самостоятельного выбора судьи из списка третейских судей;
  • беспристрастность и независимость судей;
  • относительная дешевизна процесса третейского разбирательства;
  • любые споры разрешаются в одной инстанции;
  • рассмотрение споров в минимальные сроки и в упрощенном порядке;
  • соблюдение конфиденциальности при рассмотрении спора;
  • рассмотрение любых споров в месте нахождения третейского суда;
  • есть возможность мирного урегулирования споров;
  • наличие состязательности сторон;
  • профессионализм и высокая квалификация третейских судей;
  • решения третейского суда имеют правовой статус;
  • порядок неукоснительного исполнения решений третейского суда;
  • возможность исполнить решение третейского суда на территории других государств;
  • решения третейского суда признаются межгосударственными арбитражными организациями;
  • уже само заключение третейского соглашения повышает договорную дисциплину партнеров по бизнесу.

Презентация “Третейский суд – это просто”

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector