Является ли суд органом государственной власти
Novie-adresa.ru

Строительный портал

Является ли суд органом государственной власти

Билет №16

1. Органы государственной власти Российской Федерации.


Государственная власть в России осуществляется на основе разделения на законодательную, ис­полнительную и судебную (ст. 10 Конституции РФ). Соответственно выделяются органы государст­венной власти — законодательные, исполнительные, судебные, которые самостоятельны в своей по­вседневной деятельности.

Органы законодательной власти — это представительные и законодательные учреждения, обра­зуемые путем выборов. Главная их задача — правотворчество, но помимо этого они выполняют и другие фунции, например, контролируют деятельность исполнительной власти.

Органы исполнительной власти — это, как правило, назначаемые органы. Главная задача испол­нительных органов власти выполнять положения Конституции, федеральных законов, иных норма­тивных актов. Органы исполнительной власти действуют на основе сочетания единоначалия с колле­гиальностью.

Органы судебной власти осуществляют правосудие. Деятельность судов направлена на укрепление законности и правопорядка, предупреждение преступлений и иных правонарушений, имеет задачей ох­рану от всяких посягательств на закрепленные в Конституции основы конституционного строя, права и свободы человека и гражданина, другие демократические институты. Суды независимы и подчиняются только закону. Разбирательство дел в судах открытое, судопроизводство осуществляется на основе со­стязательности сторон, а в случаях, предусмотренных федеральным законом, с участием присяжных за­седателей.

Каждый государственный орган, осуществляющий одну из трех функций государственной власти, взаимодействует с другими государственными органами. В этом взаимодействии они сдерживают друг друга. Такая система взаимоотношений часто называется системой сдержек и противовесов. Она представляет единственно возможную схему организации государственной власти в демократическом государстве.

Принцип разделения властей относится не только к организации государственной власти на фе­деральном уровне, но и к системе органов государственной власти субъектов Федерации.

Президент Российской Федерации — глава государства, то есть должностное лицо, занимаю­щее высшее место в системе органов государственной власти. Президент РФ не относится ни к од­ной из трех ветвей государственной власти. Выполняя задачи, возложенные на него Конституцией, Президент обеспечивает необоходимое согласование различных ветвей власти, позволяющее беспе­ребойно действовать всему государственному механизму.

Федеральной Собрание РФ — парламент Российской Федерации — является представитель­ным и законодательным органом Российской Федерации. Таким образом оно соединяет в себе функции общенационального предствительного и законодательного органа. Федеральное Собрание состоит из двух палат: Государственной Думы и Совета Федерации. Совет Федерации формирует­ся из представителей законодательных и исполнительных ветвей государственной власти субъектов Федерации, что позволяет более точно учитывать интересы регионов. В Государственной Думе через депутатов представлены все граждане Российской Федерации, независимо от места их проживания.

Правительство Российской Федерации является высшим органом исполнительной власти. Это коллегиальный орган, имеющий общую компетенцию, который осуществляет руководство испол­нительной и распорядительной деятельностью в стране. В состав Правительства РФ входят Предсе­датель Правительства, заместитель Председателя Правительства, федеральные министры. Председатель Правительства назначается Президентом России с согласия Государственной Думы.

Судебная власть в Российской Федерации в соответствии с конституционным принципом разделения властей является самостоятельной и действует независимо от законодательной и исполнительной властей. В России в соответствии с федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Фе­дерации» существует следующая система судов.

1. Конституционный Суд Российской Федерации, а также конституционные (в республиках в
составе Российской Федерации) и уставные (в других субъектах Российской Федерации) суды со­
ставляют ветвь судебной власти, которая является органом конституционного контроля, самостоя­
тельно и независимо осуществляющим судебную власть посредством конституционного судопроиз­
водства.

2. Суды общей юрисдикции являются второй ветвью судебной власти. Они осуществляют уго ловное, гражданское , административное и иные виды судопроизводства. Возглавляет их Верхов­ный Суд РФ. Судами среднего звена являются суды субъектов Федерации. Районные суды в пре­делах своей компетенции рассматривают дела в качестве суда первой и второй инстанции и осуществляют иные полномочия, предусмотренные федеральным конституционным законом. Они являются непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к мировым судьям, действующим на территории соответствующего судебного района.

3. Третьей ветвью судебной власти являются арбитражные суды, которые рассматривают эконо­мические споры (о заключении и прекращении договоров, о признании права собственности, о банкрот­стве, о возврате из бюджета денежных средств, списанных в бесспорном (безакцептном) порядке, и т.п., а также споры о защите чести, достоинства и деловой репутации) между юридическими лицами. Сто­ронами в арбитражном процессе могут быть также граждане, имеющие статус предпринимателя. Ар­битражные суды субъектов РФ являются нижним звеном в трехзвенной системе федеральных арбит­ражных судов, куда помимо арбитражных судов субъектов Федерации входят федеральные арбитражные суды округов и Высший Арбитражный Суд РФ.

2. Отечественный писатель и педагог А.С. Макаренко в своих воспоминаниях о работе с беспризорниками написал: «Мы натирали полы каждый день. Натерли пол, зал блестит, и кто-то прошел в грязных ботинках по полу. Пустяковый случай. Уверяю вас, никакое воров­ство, никакое хулиганство не доводило меня так до белого каления, как эти грязные следы. Почему нагрязнил? Потому что никто не видел. Ведь это, может быть, тот. который от других требует правильного поведения, идет впереди. И когда он остался один, наедине, когда его ни­кто не видел, — он плюнул на работу своих товарищей, на свой собственный уют, на свою этику и красоту, потому что никто не видел». Выделите в прочитанном факты и личное авторское мнение. Что, на ваш взгляд, возмутило А.С. Макаренко в описанной ситуации? Какие черты личности воспитанников и автора отражаются в тексте?


В описанной ситуации изложены два факта:

1) коллективный, обязательный труд по уборке помещения — натирка полов;

2) испорченный труд — испачканный пол.

А.С. Макаренко резко отрицательно высказывается против двух вещей. И не только против того, что испорчен труд многих людей. Его возмущает, прежде всего, что сделано это лицемерно, тайно, человеком, который, возможно, у всех на виду ведет себя совсем по-другому, а вредит тайно.

Из этого отрывка видно, что одной из самых сильных сторон автора является его нетерпимость к лицемерию, неуважению к труду своих коллег (друзей). Что же касается воспитанников, то из от­рывка видно, каким сильным было чувство коллективизма, воспитанное у ребят.

3. Ваши друзья решили заработать деньги на туристическую поездку в летние каникулы. Оценив свои возможности и интересы, они остановились на следующих вариантах заработка: открытие салона «Срочное фото», прокат видеофильмов, доставка пиццы на дом заказчику, кукольный театр (спектакли), изготовление рамок для картин. Для принятия рационального решения им нужен ваш компетентный совет. Какие факторы необходимо учесть для обеспече­ния успешности начатого дела?


Для оценки каждого из предложенных проектов и принятия рационального решения необходимо рассчитать все затраты, которые пойдут на его реализацию. Бизнес-проект должен включить :

  1. Определение конкретной идеи и ее формулирование.
  2. Оценка востребованности произведенной продукции.
  3. Оформление соответствующих документов (так, например, необходимо установить, нужны ли разносчикам пиццы санитарные книжки, для открытия салона «Срочное фото», видимо, придется оформлять документы на регистрацию юридического лица и т.д.).
  4. Подбор помещения.
  5. Выбор инструментов, приспособлений, оборудования.
  6. Распределение трудовых функций между членами коллектива.
  7. Экономическое обоснование (включая расчет арендной платы за помещение, налоги, износ обо­рудования, расходные материалы, расходы на рекламу, заработную плату и т.д.).

Необходимо учесть все факторы — расходы на начало проекта, время, которое все готовы тра­
тить ежедневно на реализацию проекта и т.д.

Является ли суд органом государственной власти

При рассмотрении на судебных заседаниях уголовных, гражданских, административных и других дел, суды от имени государства осуществляют правосудие. Целью суда является наказание или взыскание личностей или организаций проявивших несоблюдение закона страны. Суд обладает специальными компетенциями для вынесения решений при рассмотрении уголовных, гражданских, арбитражных и административных дел.

Что такое Суд — термин

Суд это орган государственной власти являющийся часть государственной судебной системы, осуществляющий правосудие в форме рассмотрения и разрешения уголовных, гражданских, административных и иных категорий дел в установленном законом конкретного государства процессуальном порядке.

  • это государственный орган регулирующий и поддерживающий соблюдение законов, установленных в той или иной стране, также суд регулирует и споры отношения между отдельными гражданами страны.

Суды Российской Федерации – это судебная система государственных учреждений, позволяющих решать споры между физическими, юридическими лицами и субъектами РФ.

Установленное статьей 118 Конституции РФ правило об осуществлении правосудия только судом означает, что в России нет и не должно быть ни каких иных, кроме судов, государственных органов которые имели бы право разрешать гражданские или уголовные дела.

Суды же учреждаются только Конституцией или Федеральным конституционным законом.

Носителями судебной власти являются только судьи, а так же присяжные заседатели в установленных законом случаях. Судьи исполняют свои обязанности на профессиональной основе – это указанно в Законе РФ «О статусе судей».

Кроме осуществления правосудия судебная власть имеет и другие правомочия:

  • конституционный контроль;
  • контроль за законностью и обоснованностью решений и действий государственных органов и должностных лиц;
  • обеспечение исполнения приговоров, иных судебных решений и актов некоторых других органов;
  • разъяснение действующего законодательства на основе данных судебной практики.

Судебный процесс базируется на таких универсальных принципах, как равенство граждан перед законом и судом, уважение личности, открытость судебного разбирательства, состязательность и равноправие сторон, независимость судей. Однако в зависимости от характера рассматриваемых правоотношений судопроизводство приобретает некоторые особенности (так, например, гражданское судопроизводство существенно отличается от уголовного и. т. д.).

Читать еще:  Дробление вкладов судебная практика

Основные Суды в РФ

Внутри каждой группы есть суды более высоких и более низких инстанций, то есть существует иерархия: более высокие суды контролируют более низкие, а более низкие подчиняются более высоким. Так, мировые судьи относятся к самому младшему классу судебных органов, все мировые судьи равны в своих полномочиях. Контроль над ними осуществляют районные суды.

В свою очередь, районный суд подчиняется окружному, окружной – суду субъекта федерации (областному, краевому), а последний – Верховному суду РФ. Подобная иерархия есть и в системе арбитражных, и военных судов.

Какие бывают суды?

  1. Конституционный суд РФ
  2. Верховный суд РФ
  3. Высший Арбитражный суд РФ (Упразднен)
  4. Областные, краевые, республиканские суды- Районные суды
  5. Мировые суды
  6. Арбитражные апелляционные суды
  7. Арбитражные суды округов
  8. Арбитражные суды субъектов
  9. Окружные и Флотские военные суды
  10. Гарнизонные суды
  11. Третейские суды

Чем занимаются суды?

Судебный процесс базируется на таких универсальных принципах, как равенство граждан перед законом и судом, уважение личности, открытость судебного разбирательства, состязательность и равноправие сторон, независимость судей. Однако в зависимости от характера рассматриваемых правоотношений судопроизводство приобретает некоторые особенности (так, например, гражданское судопроизводство существенно отличается от уголовного и. т. д.).

Мировой суд производит рассмотрения дел:

  • если нет детей, то споры о расторжении брака
  • если цена иска менее 50 000 рублей, то имущественные споры рассматриваются в мировом суде
  • если при разделе имущества супругами, цена исковых требований ниже 50 000 рублей, то дело рассматривается в мировом суде
  • административные споры, по лишению прав, фиксация специальными средствами и т.д. рассматриваются мировым судом
  • уголовное дело, где лишение свободы не превышает 3 года, то рассматривает мировой суд

Районные и городские суды, рассматривают следующие дела:

  • если цена иска превышает 50 000 рублей, не зависимо имущественный спор или не имущественный спор, рассматривается в районном суде или городском суде
  • споры о наследстве рассматриваются в районном суде или городском суде
  • споры по трудовым правоотношениям, рассматриваются в районном или городском суде
  • если при расторжении брака идет спор о детях, такие дела рассматривают районные или городские суды
  • споры по административным правонарушениям так же рассматриваются в районном или городском суде
  • уголовные дела, где срок отбывания наказания превышает три года, рассматривается в районном или городском суде
  • если мировой суд вынес решение и данное решение, не вступило в законную силу, то апелляционная жалоба на решение мирового суда рассматривается в районном или городском суде

Областные суды, краевые суды, республиканские суды, суды городов федерального значения, суды автономий, суды автономных округов, рассматривают следующие категории дел:

  • рассматривают гражданские дела, которые подведомственны судам общей юрисдикции
  • некоторую категорию судебных дел, в части административных правонарушениях
  • все дела которые отнесены к государственной тайне
  • апелляционные жалобы на решения мирового суда и кассационные жалобы на решения районного суда

Верховный суд РФ рассматривает следующую категорию дел:

  • дела по оспариванию нормативных актов и не нормативных актов
  • дела президента РФ, Правительства РФ,
  • дела Федерального собрания,
  • дела Федеральных органов государственной власти, которые затрагивают свободу, права, интересы законные, граждан и юридических лиц (организаций)
  • дела связанные об отставке судей или приостановлении полномочий судей
  • дела связанные с прекращением или приостановлением деятельности политических партий
  • дела связанные с нарушением права на судопроизводство рассматривает кассационные жалобы на решения областных и равных им судов

Категория дел которые рассматривают военные суды:

  • все категории дел, которые связаны с преступлениями военнослужащих
  • все дела по административным делам
  • все дела, по гражданским и административным делам о правах военнослужащих

Категории дел которые рассматривают Арбитражные суды:

  • все гражданские дела, которые связаны с экономическими интересами и экономической деятельностью
  • все дела с предпринимателями, юридическими лицами и государственными органами
  • рассматриваю жалобы на решение третейских судов
  • все споры по созданию и ликвидации юридических лиц
  • все споры по акциям, уставному капиталу, паев кооперативов
  • дела по исковому заявлению учредителя компании, участников юридического лица, по причиненным убыткам юридическому лицу
  • иные споры предусмотренные законодательством и АПК РФ

Дела, которые рассматривают Апелляционные Арбитражные суды:

  • рассматриваются апелляционные жалобы на решения Арбитражного суда

Дела которые рассматривают Арбитражные суды кассационной инстанции:

  • рассматривают кассационную жалобы на вступившее в законную силу Арбитражного суда
  • рассматривают дела по присуждению компенсации при нарушении права на судопроизводство

Дела, рассматриваемые Высшим Арбитражным судом:

  • рассматриваются дела по оспариванию законодательных правовых актов Президента РФ, Правительства РФ, органов федеральной исполнительной власти, при поступлении заявления в суд от заявителя, по делам связанным с предпринимательской деятельности
  • все дела по экономическому спору, между субъектами РФ и между РФ и субъектами
  • дела по рассмотрению надзорных жалоб на решения Арбитражного суда, по постановлениям кассационной или апелляционной инстанции Арбитражных судов

Дела рассматриваемые в Конституционном суде РФ:

  • в Конституционном суде РФ рассматриваются дела, по соответствию Конституции РФ и законодательных актов
  • дела по договорам между РФ и субъектами РФ и договоров между субъектами РФ
  • рассматриваются жалобы граждан, о нарушении конституционных прав
  • Конституционный суд РФ, дает толкование Конституции РФ
  • Дает заключение о выдвижении обвинения Президента РФ в государственной измене
  • может выступать с законодательной инициативой по всем вопросам своего ведения.

Дела подведомственные третейским судам:

  • третейский суд, по соглашению сторон и если это предусмотрено договором, может рассматривать любой гражданский спор, за исключением дел о банкротстве, а так же дел которые вытекают из заявлений на действие или бездействие государственных органов.

Существует понятие судов первой и второй инстанции.

Судами 1-й инстанции называются суды, в которые непосредственно обращается истец для защиты своих интересов и в которых заводится дело. Суд исследует обстоятельства дела и выносит решение. Если оно не устраивает какую-либо из сторон, то возможно обращение в вышестоящий судебный орган, который в данном случае является судом 2-й инстанции. Есть суды, которые могут выступать в качестве судов и 1-й, и 2-й инстанции.

Во всех судах РФ судебный процесс ведется на русском языке – государственном языке России. Однако наряду с ним могут употребляться и государственные языки республик, входящих в состав РФ.

В исторической судебной практике встречается такое явление, как чрезвычайный суд. В настоящее время создание таких судов прямо запрещено Конституцией РФ.

Тема 16. Законодательная, исполнительная и судебная власти в Российской Федерации

Разделение законодательной, исполнительной и судебной властей является важнейшим принципом функционирования РФ как правового государства – провозглашает Декларация «О государственном суверенитете Российской Федерации» от 12 июня 1990 г. Этот важнейший принцип закреплен в Конституции РФ. В ней говорится: «Государственная власть в РФ осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную».

Разделение властей означает, что законодательную деятельность, принятие законов осуществляет представительный законодательный орган; исполнение законов, исполнительно-распорядительная деятельность возлагается на органы исполнительной власти; судебная власть осуществляется независимыми судебными органами.

Государственный орган – это часть государственного аппарата, наделенная государственно-властными полномочиями и осуществляющая свою компетенцию по уполномочию государства в установленном им порядке.

Законодательная, исполнительная, судебная власти самостоятельны, относительно независимы друг от друга (но только относительно, поскольку между ними существуют взаимосвязь и взаимодействие).

Конкретно разделение властей проявляется в распределении, разграничении компетенции между органами, относящимися к этим трем ветвям государственной власти, их самостоятельности, во взаимном контроле.


Законодательная власть в Российской Федерации

Особую роль в системе российской власти Конституция РФ отводит Федеральному Собранию.

Федеральное Собраниеэто избираемый двухпалатный парламент России, ее постоянно действующий представительный и законодательный орган. Его особое положение обусловлено тем, что это общенациональный представительный орган, формируемый преимущественно на основе всеобщих и свободных выборов.

Российский парламент – Федеральное Собрание – состоит из двух палат – Государственной Думы и Совета Федерации.


Исполнительная власть в Российской Федерации

Исполнительную власть в Российской Федерации осуществляет Правительство РФ.

Правительство РФ – это высший исполнительный орган, возглавляющий единую систему исполнительной власти на всей территории России.

Правительство обеспечивает согласованное действие всех структур исполнительной власти. Оно осуществляет руководство основными сферами и отраслями экономики, социально-культурной жизни, административно-политической деятельности; ежегодно отчитывается перед Государственной Думой о проделанной работе.

Процедура формирования Правительства начинается с того, что Президент РФ выбирает по своему усмотрению кандидатуру Председателя Правительства и вносит ее на рассмотрение Государственной Думы для получения согласия. Предложение о кандидатуре должно быть внесено не позднее двухнедельного срока после вступления в должность вновь избранного Президента РФ или после отставки Правительства, либо в течение недели после отклонения кандидатуры главы Правительства Государственной Думой. Государственная Дума рассматривает представленную кандидатуру в течение недели. Согласие Государственной Думы выражается тайным голосованием, при этом необходимо получить большинство голосов от общего состава. После трехкратного отклонения представленных кандидатур Президент назначает Председателя Правительства по своему усмотрению, распускает Государственную Думу и назначает новые выборы в Думу.

После получения согласия Государственной Думы Президент назначает Председателя Правительства, который в течение недельного срока представляет Президенту предложения по кандидатурам федеральных министров. Президент производит назначения.

Компетенции Правительства РФ

– Общая компетенция – полномочия, определяющие главные направления деятельности Правительства, связанные с реализацией внутренней и внешней политики государства, осуществлением регулирования вопросов экономики и социальной сферы, обеспечением единства системы органов исполнительной власти и др.

Читать еще:  Как получить судебные издержки с проигравшей стороны

– Специальная компетенция – полномочия, определяющие деятельность Правительства в конкретных областях общественной жизни (экономической, социальной сферах, сферах науки и культуры, обеспечения обороны и безопасности государства и др.).

– Компетенция по руководству федеральными органами исполнительной власти – полномочия по организации исполнения федеральных законов, указов Президента РФ, международных договоров РФ, осуществлению систематического контроля за их соблюдением, мерами по устранению нарушения российского законодательства.

Конституция предполагает, что основа Правительства РФ должна оставаться неизменной. В ней закреплен перечень должностных лиц, входящих в его состав: Председатель Правительства, его заместители, федеральные министры. Однако состав Правительства может быть расширен за счет образования новых федеральных органов исполнительной власти.

Не все федеральные органы исполнительной власти находятся в ведении Председателя Правительства. Исключение составляет ряд федеральных структур, руководство деятельностью которых осуществляет Президент РФ. Так, к юрисдикции главы государства относятся министерства обороны, внутренних дел, иностранных дел, Федеральная служба безопасности и некоторые другие федеральные органы исполнительной власти.

Судебная власть в Российской Федерации

Судебная власть – обусловленный разделением властей вид государственной власти, связанный с осуществлением правосудия посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

Понятием «судебная власть» охватываются как органы, осуществляющие ее, так и их деятельность – правосудие.

Правосудие – деятельность суда по вынесению правового суждения о законе и правах сторон.

Конституция РФ устанавливает требования, предъявляемые к основной категории работников судов.

Требования, предъявляемые к основной категории работников судов РФ

– Основные: граждане России, достигшие 25 лет; имеющие высшее юридическое образование; имеющие стаж работы по юридической профессии не менее 5 лет.

– Дополнительные: сдача квалификационного экзамена; не должны допускать порочащих их поступков.

Для кандидатов на должность судьи вышестоящих судов увеличивается возраст и профессиональные требования.

Организация и порядок деятельности органов судебной власти определяются законами Российской Федерации и основываются на конституционных принципах.



Совокупность действующих в России судов образует судебную систему.

Структура судебной власти в РФ

Конституционный суд РФ – высший судебный орган, осуществляющий контроль за соответствием законов и иных нормативных актов действующей Конституции. Существуют также конституционные суды республик в составе РФ, уставные суды субъектов Федерации.

Верховный суд РФ – высший судебный орган по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции. Возглавляет систему судов общей юрисдикции.

Высший Арбитражный суд РФ – высший судебный орган специальной юрисдикции по разрешению экономических споров. В систему арбитражных судов входят арбитражные суды федеральных округов и субъектов Федерации.

В соответствии с Конституцией РФ обвиняемый в совершении преступления имеет право на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей в случаях, предусмотренных федеральным законом.

По каждому деянию (в совершении которого подсудимый обвиняется государственным обвинителем) перед коллегией присяжных заседателей ставятся три основных вопроса:

– доказано ли, что соответствующее деяние имело место;

– доказано ли, что это деяние совершил подсудимый;

– виновен ли подсудимый в совершении данного деяния.

Решение коллегии присяжных заседателей именуется вердиктом. При вынесении вердикта о полной невиновности подсудимого, находящегося под стражей, он немедленно освобождается в зале судебного заседания по распоряжению председательствующего. За вердиктом (о невиновности подсудимого) следует постановление председательствующего об оправдательном приговоре.

Мировые судьи в России являются судьями общей юрисдикции субъектов РФ и входят в единую судебную систему Российской Федерации.

Вступившие в силу постановления мировых судей, а также их законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и другие обращения являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти РФ и ее субъектов, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории РФ.

Компетенция мирового судьи включает уголовные дела о преступлениях, за совершение которых может быть назначено максимальное наказание, не превышающее двух лет лишения свободы; дела по имущественным спорам при цене иска, не превышающей пятисот минимальных размеров оплаты труда, установленных законом на момент подачи заявления; дела об административных правонарушениях, отнесенные к компетенции мирового судьи Кодексом РФ об административных правонарушениях.

A1. Выберите правильный ответ. К компетенции Правительства РФ не относится

1) обеспечение согласованных действий всех структур исполнительной власти
2) осуществление руководства всеми основными сферами и отраслями экономики
3) осуществление представительской функции
4) руководство исполнительной властью

Является ли суд органом государственной власти

Открытость, доступность, предсказуемость правосудия

Глава 7. Судебная власть и прокуратура

1. Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом.

2. Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

3. Судебная система Российской Федерации устанавливается Конституцией Российской Федерации и федеральным конституционным законом. Создание чрезвычайных судов не допускается.

Судьями могут быть граждане Российской Федерации, достигшие 25 лет, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет. Федеральным законом могут быть установлены дополнительные требования к судьям судов Российской Федерации.

1. Судьи независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и федеральному закону.

2. Суд, установив при рассмотрении дела несоответствие акта государственного или иного органа закону, принимает решение в соответствии с законом.

1. Судьи несменяемы.

2. Полномочия судьи могут быть прекращены или приостановлены не иначе как в порядке и по основаниям, установленным федеральным законом.

1. Судьи неприкосновенны.

2. Судья не может быть привлечен к уголовной ответственности иначе как в порядке, определяемом федеральным законом.

1. Разбирательство дел во всех судах открытое. Слушание дела в закрытом заседании допускается в случаях, предусмотренных федеральным законом.

2. Заочное разбирательство уголовных дел в судах не допускается, кроме случаев, предусмотренных федеральным законом.

3. Судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.

4. В случаях, предусмотренных федеральным законом, судопроизводство осуществляется с участием присяжных заседателей.

Финансирование судов производится только из федерального бюджета и должно обеспечивать возможность полного и независимого осуществления правосудия в соответствии с федеральным законом.

1. Конституционный Суд Российской Федерации состоит из 19 судей.

2. Конституционный Суд Российской Федерации по запросам Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, органов законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации разрешает дела о соответствии Конституции Российской Федерации:

а) федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации;

б) конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской Федерации и совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

в) договоров между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, договоров между органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

г) не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации.

3. Конституционный Суд Российской Федерации разрешает споры о компетенции:

а) между федеральными органами государственной власти;

б) между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

в) между высшими государственными органами субъектов Российской Федерации.

4. Конституционный Суд Российской Федерации по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле, в порядке, установленном федеральным законом.

5. Конституционный Суд Российской Федерации по запросам Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, органов законодательной власти субъектов Российской Федерации дает толкование Конституции Российской Федерации.

6. Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу; не соответствующие Конституции Российской Федерации международные договоры Российской Федерации не подлежат введению в действие и применению.

7. Конституционный Суд Российской Федерации по запросу Совета Федерации дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента Российской Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.

Верховный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

Исключена поправкой к Конституции Российской Федерации (Закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации “О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации”).

1. Судьи Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации назначаются Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации.

2. Судьи других федеральных судов назначаются Президентом Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.

3. Полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации и иных федеральных судов устанавливаются федеральным конституционным законом.

1. Полномочия, организация и порядок деятельности прокуратуры Российской Федерации определяются федеральным законом.

2. Генеральный прокурор Российской Федерации и заместители Генерального прокурора Российской Федерации назначаются на должность и освобождаются от должности Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации.

3. Прокуроры субъектов Российской Федерации назначаются на должность Президентом Российской Федерации по представлению Генерального прокурора Российской Федерации, согласованному с субъектами Российской Федерации. Прокуроры субъектов Российской Федерации освобождаются от должности Президентом Российской Федерации.

4. Иные прокуроры, кроме прокуроров городов, районов и приравненных к ним прокуроров, назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом Российской Федерации.

5. Прокуроры городов, районов и приравненные к ним прокуроры назначаются на должность и освобождаются от должности Генеральным прокурором Российской Федерации.

Является ли суд органом государственной власти

Судебная власть в соответствии с теорией разделения властей – одна из трех ветвей государственной власти, закрепленных в ст. 10 Конституции РФ. Функционирование судебной власти регулируется гл. 7 Конституции РФ.

Судебная власть – это самостоятельная независимая ветвь государственной власти, осуществляемая судами, которые выполняют возложенные на них законом полномочия посредством установленного судопроизводства. В соответствии с Конституцией РФ судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

Как вид власти судебную власть теоретически нельзя отождествлять с судами, судебной системой. Судебной властью надлежит считать не орган (суд) или должностное лицо, а то, что они могут и в состоянии сделать, какими для этого способностями и возможностями обладают.

Одна из важнейших функций судебной властиосуществление правосудия, т. е. производимой в процессуальном порядке правоприменительной деятельности суда по рассмотрению и разрешению гражданских, административных и уголовных дел, а также экономических споров в целях охраны прав и интересов граждан, организаций и государства.

Контролирующие полномочия судебной власти реализуются в первую очередь в форме контроля за соответствием федеральных законов, законов субъектов РФ и нормативных актов всех уровней положениям Конституции РФ, осуществляемым Конституционным Судом РФ. Широко осуществляется нор-моконтроль и судами общей юрисдикции всех уровней.

Контролирующие функции судебной власти реализуются также в форме контроля за законностью решений местных представительных и всех исполнительных органов, в государственном управлении путем:

– рассмотрения жалоб граждан и организаций на действия и решения органов (должностных лиц), нарушения их прав и свобод, жалоб и протестов на постановления по делам об административных правонарушениях;

– проверки при рассмотрении уголовных дел качества предварительного расследования;

– рассмотрения жалоб и протестов о признании незаконными правовых актов управления;

– проверки при рассмотрении уголовных, гражданских, административных дел законности и дисциплины в деятельности органов, организаций и их должностных лиц, законности правовых актов управления, имеющих значение для разрешения дела.

Контрольная деятельность также представляет собой:

– обеспечение исполнения приговоров, иныхсудебных решений;

– разбирательство и решение дел об административных правонарушениях подведомственным судам;

– разъяснение действующего законодательства по вопросам судебной практики;

– реализацию Верховным Судом РФ права законодательной инициативы.

Контроль за законностью и обоснованностью действий и решений всех исполнительных органов и органов государственного управления, правоохранительных органов в процессе выявления и раскрытия преступлений, задержания подозреваемых в совершении преступлений, их ареста, совершения действий, связанных с ограничением права гражданина на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых и иных сообщений, а также права на неприкосновенность жилища, правомерность прекращения уголовных дел и т. д., свидетельствуют о том, что судебная власть – равновесная ветвь среди других ветвей государственной власти.

7.5.1. Понятие судебной власти. Судебная система Российской Федерации

Судебная власть. В соответствии с принципом разделения властей в Российской Федерации действует самостоятельная и независимая судебная власть, представленная совокупностью органов – судов, образующих судебную систему Российской Федерации.

Термин «судебная власть» употребляется в нескольких значениях. Во-первых, судебная власть – это деятельность судебных органов по осуществлению возложенных на них полномочий. Во-вторых, под судебной властью часто понимают совокупность судебных органов, судебную систему. В-третьих, с точки зрения принципа разделения властей, судебная власть – это определенная отрасль государственной деятельности, совокупность функций, решаемых государством в области разрешения правовых конфликтов.

Таким образом, предназначение судебной власти – разрешать различные правовые конфликты между членами общества, между человеком и государством. Судебная власть обладает рядом неотъемлемых признаков, отличающих ее от других ветвей власти в государстве:

1) судебная власть осуществляется особыми государственными органами – судами. Суды в Российской Федерации в совокупности образуют судебную систему;

2) судебная власть, согласно ч. 2 ст. 118 Конституции РФ, осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства;

3) судебная власть осуществляется в соответствии с четко установленной процессуальной формой (надлежащей правовой процедурой);

4) решения органов судебной власти не могут быть пересмотрены органами других ветвей власти.

Сфера осуществления судебной власти складывается из двух главных элементов (форм осуществления судебной власти):

1) правосудие, под которым понимается деятельность суда по рассмотрению и разрешению гражданских, уголовных дел, а также дел из административных правонарушений;

2) судебный контроль. Судебная власть осуществляет судебный конституционный контроль (конституционная юстиция) и судебный административный контроль (административная юстиция). Конституционная юстиция заключается в контроле за соответствием законов, иных нормативных актов Конституции РФ. Конституционную юстицию в Российской Федерации осуществляют Конституционный Суд РФ и конституционные (уставные) суды субъектов Федерации. * В рамках административной юстиции суд контролирует законность актов и действий органов исполнительной власти и их должностных лиц.

Конституционный контроль (но не судебный) осуществляет также Президент РФ. В соответствии с ч. 2 ст. 85 Конституции РФ Президент вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов Федерации в случае противоречия этих актов Конституции РФ.

См.: Закон Российской Федерации от 27 апреля 1993 г. (в редакции от 14 декабря 1995 г.) «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан».

Судебная система. Правовая регламентация основ судебной системы Российской Федерации содержится в Конституции РФ (ст. 125-128) и Федеральном конституционном законе от 31 декабря 1996 г. «О судебной системе Российской Федерации» .

СЭ РФ. 1997. № 1. Ст. 1. Далее – Закон о судебной системе.

Основополагающим принципом организации судебной системы является ее единство (ст. 3 Закона о судебной системе). Единство судебной системы РФ обеспечивается путем:

1) установления судебной системы Российской Федерации Конституцией РФ и Законом о судебной системе;

2) соблюдения всеми федеральными судами и мировыми судьями установленных федеральными законами правил судопроизводства;

3) применения всеми судами Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации, а также конституций (уставов) и других законов субъектов Федерации;

4) признания обязательности исполнения на всей территории Российской Федерации судебных постановлений, вступивших в законную силу;

5) законодательного закрепления единства статуса судей;

6) финансирования федеральных судов и мировых судей из федерального бюджета.

Судебную систему Российской Федерации составляют: федеральные суды; конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации: мировые судьи субъектов Российской Федерации.

Система федеральных судов выглядит следующим образом:

1) Конституционный Суд РФ – судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства;

2) федеральные суды общей юрисдикции:

а) Верховный Суд РФ – высший судебный орган по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции. Верховный Суд является непосредственно вышестоящей инстанцией по отношению к верховным судам республик, судам иных субъектов Федерации, военным судам;

б) верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов. Данные суды являются непосредственно вышестоящей инстанцией по отношению к районным судами соответствующих субъектов Федерации;

в) районные суды. Районный суд является непосредственно вышестоящей инстанцией по отношению к мировым судьям, действующим на территории соответствующего судебного района;

г) военные суды создаются по территориальному принципу по месту дислокации войск и флотов и осуществляют судебную власть в войсках, органах формированиях, где предусмотрена военная служба;

д) специализированные суды по рассмотрению гражданских и административных дел. Данные суды учреждаются путем внесения изменений и дополнений в Закон о судебной системе;

3) федеральные арбитражные суды:

а) Высший Арбитражный Суд РФ – высший судебный орган по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами. Высший Арбитражный Суд является непосредственно вышестоящей станцией по отношению к федеральным арбитражным судам округов и арбитражным судам субъектов Российской Федерации;

б) федеральные арбитражные суды округов действуют на территориях соответствующих судебных округов. Вся Российская Федерация поделена в соответствии с федеральным конституционным законом «Об арбитражных судах» на 10 округов. Федеральные арбитражные суды округов являются нестоящей инстанцией по отношению к арбитражным судам субъектов Российской Федерации;

в) арбитражные суды субъектов Российской Федерации образуются в каждом субъекте Федерации и являются основным звеном системы арбитражных судов.

Судами субъекта Российской Федерации являются:

1) конституционный (уставный) суд субъекта РФ, который может создаться субъектом РФ для рассмотрения соответствия законов субъекта нормативных правовых актов органов государственной власти субъекта органов местного самоуправления субъекта РФ конституции (уставу) проекта РФ, а также для толкования конституции (устава) субъекта РФ. Решение конституционного (уставного) суда субъекта РФ, принятое в пределах его полномочий, не может быть пересмотрено иным судом;

2) мировые судьи рассматривают гражданские, административные и уголовные дела в качестве суда первой инстанции.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector