Как определить страну происхождения товара
Novie-adresa.ru

Строительный портал

Как определить страну происхождения товара

Как определить страну происхождения товара

Страна происхождения товара — это государство, в котором продукция получена, произведена или подвергнута достаточной переработке по определенным правилам. В закупках по 44-ФЗ это влияет на допуск заявки, получение преференций и изменение контракта.

Последние изменения

29.02.2020 вступает в силу постановление правительства № 180 от 19.02.2020. Оно опубликовано на портале правовой информации. В этом постановлении указано, что при заполнении типовых форм заявок на участие в аукционе, конкурсе, запросе предложений участники закупки начнут выбирать, где сделан товар, на электронной площадке из классификатора стран мира (ОКСМ). В этом же классификаторе прописан и цифровой код страны происхождения товара (СПТ). Например, у России — 643.

Это новое правило действует для всех процедур, кроме электронного запроса котировок. В п. 2 ч. 9 ст. 82.3 44-ФЗ указано, что заявка должна содержать документы, которые подтверждают, где сделана продукция. А про обязанность указать государство в заявке на электронный запрос котировок в этой норме закона нет ни слова.

Вот инструкция, как правильно писать страну происхождения товара по 44 ФЗ:

  1. Определите государство по непреференциальным правилам определения страны происхождения товаров. Эти правила утверждены решением Совета Евразийской экономической комиссии от 13.07.2018 № 49.
  2. Убедитесь, что такое название общепринято и понятно для заказчика, если прописываете не так, как в реестре стран происхождения товара (ОКСМ). Такие выводы сделал Минфин в письме № 24-01-10/62488 от 26.09.2017.

Как определить, где произведен товар

В памятке о правилах определения места производства продукции при импорте в ЕАЭС, которая утверждена коллегией Евразийской экономической комиссии, указано, что продукция признается происходящей из конкретного государства, если она:

  1. Полностью получена или произведена в такой стране.
  2. Подвергнута достаточной переработке, если при производстве товара использовались иностранные материалы.

Вот инструкция, как определить страну происхождения товара.

Если при производстве использовали иностранные материалы, такую продукцию считают происходящей из такого государства, если выполняется одно из таких условий:

1. В результате операций по переработке или производству классификационный код товара по гармонизированной системе описания и кодирования товаров (ГС) отличается на уровне любого из первых четырех знаков от классификационного кода материалов, которые использовали в производстве такой продукции по ГС.

В государстве А при производстве «мебели» (код 9401) использовали иностранный материал «деревянные доски» (из государства Б) (код 4407).

В результате производства классификационный код иностранной продукции (4407) изменился на уровне как минимум одного из первых четырех знаков по отношению к классификационному коду произведенного товара (9401) и, следовательно, государство, откуда происходит продукция, — А.

2. Стоимость иностранных материалов не превышает 50% в стоимости произведенной продукции на условиях EXW.

В стране происхождения товара Россия или Российская Федерация при производстве «мебели» использовали иностранный материал «деревянные доски» (из Китая). Стоимость «мебели» на условиях EXW составляет 100 долларов. А подтвержденная стоимость используемых иностранных материалов в стоимости готовой продукции составляет 45 долларов. Следовательно, доля иностранного материала равна 45% и, соответственно, не превышает 50%, критерий происхождения выполнен и место производства — Россия или Российская Федерация.

Для продукции, которая аналогична той, в отношении которой применяются меры защиты внутреннего рынка, дополнительно установлены остаточные критерии происхождения, которые позволяют более точно определить, где продукция сделана в подавляющем большинстве случаев:

1. Если при производстве использовались материалы, происходящие только из одного государства, отличного от того, в котором делали товар, то полученная продукция признается происходящей из государства, из которого происходят все используемые материалы.

В государстве А при производстве продукта «бананы сушеные» (код 0803, стоимостью 100 долларов) используется иностранный материал «бананы свежие» (код 0803, стоимостью 80 долларов) (из государства Б). Критерии достаточной переработки в этом случае не выполняются, следовательно, произведенный продукт «бананы сушеные» происходит из государства Б.

2. Если при производстве использовались материалы, происходящие более чем из одного государства, то полученный продукт признается происходящим из государства, из которой происходит большая по стоимости часть используемых материалов в стоимости полученного продукта на условиях EXW.

В государстве А при производстве «смеси сухофруктов» (код 0813, стоимостью 100 долларов) используются иностранные материалы «сушеный абрикос» (код 0813, стоимостью 60 долларов) (из государства Б) и «сушеный чернослив» (код 0813, стоимостью 30 долларов) (из государства В), а накладные расходы, связанные с изготовлением смеси, составляют 10 долларов. Критерии достаточной переработки в этом случае не выполняются, следовательно, происхождение произведенной «смеси сухофруктов» определяют по стране, из которой происходит большая по стоимости часть материалов, т. е. государство Б. В остальных случаях определения происхождения (товары, в отношении которых не установлены меры защиты внутреннего рынка) при невыполнении критериев достаточной переработки происхождение товаров считают неизвестным.

Чем происхождение отличается от аналогичных терминов

Не путайте понятие страны происхождения с такими терминами:

  1. Наименование происхождения продукции. Оно определяет конкретное место, которое ассоциируется с уникальными вещами. К примеру, тульский пряник.
  2. Местонахождение производителя. Оно не тождественно стране производства. Из практики антимонопольного органа следует, что если в заявке указать на производителя (например, производитель: МФ Боровичи, Беларусь), ее отклонят в связи с несоблюдением условий документации о торгах.
  3. Страна торгового знака. Следует отметить, что государство, из которого пришел торговый знак, иногда отличается от места изготовления продукции. Так, например, продукцию делают в Китае, а торговая марка зарегистрирована в США как продукция Apple (iPhone, iPad и др.).

Как указать в заявке

Вот инструкция, как правильно указать страну происхождения товара в первой части заявки:

  1. Определите, где сделана продукция по непреференциальным правилам.
  2. Укажите страну для каждой позиции или пропишите, что все товары произведены в одном государстве.

С 29.02.2020 на электронных площадках появится функционал по выбору страны по ОКСМ. Используйте его при подачи заявки.

Как подтвердить СПТ

Если заказчик установил запреты, ограничения и условия допуска иностранных ТРУ в рамках национального режима (ст. 14 44-ФЗ), участники обязаны подтвердить происхождение специальными документами. Эти документы прописаны в постановлениях правительства и приказе о нацрежиме. Такими документами могут быть:

  • специальный инвестиционный контракт;
  • годовой акт экспертизы ТПП;
  • сертификат по форме СТ-1;
  • акт экспертизы ТПП с информацией о доле стоимости иностранных материалов (сырья), используемых для производства одной единицы медицинского изделия.

А в приказе Минфина № 126н от 04.06.2018 от участников требуется задекларировать страну. Это значит, что достаточно указать ее в заявке. Дополнительных подтверждающих документов не требуется.

Как прописывают СПТ в контракте

Для закупок, которые объявлены после 01.01.2020, указывайте страну происхождения в условиях контракта при его заключении и при внесении сведений об исполнении контракта в реестр контрактов.

Инструкция, как в контракте прописать страну происхождения товара, сводится к копированию информации о стране из заявки участника в проект контракта.

Страна происхождения товара: правила определения и подтверждения

Определение страны происхождения товара часто вызывает некоторые сложности. В статье мы поговорим об этом понятии, и какими правилами необходимо руководствоваться. Узнаем, где найти правильные наименования стран, и какими документами подтвердить территорию производства продукции.

Что такое страна происхождения товара?

20.11.2009 г. в г. Ялте было заключено «Соглашение о правилах определения страны происхождения товара» (ред. от 03.11.2017 г.). Согласно нему страна происхождения товара – государство , являющееся участник ом Соглашения, и в котором товар был полностью произведен или подвергнут достаточной обработке/перерабо тке в соответствии с Правилами , утвержденными действующим законодательством.

Определения «страна происхождения то вара» и «наименование происхождения товара» не являются тождественными. Согласно ст. 1516 Г К , наименование – это определенное место, которое ассоциируется у поставщика с уникальными товарами. Например, Вологодское кружево, Тульский пряник или Гжель.

Также следует различать страну происхождения и местонахождения производителя. Если в заявке на участие в торгах по 44-ФЗ указать производителя, то заказчик вправе ее отклонить из-за несо ответствия документации .

С трана регистрации торгового знака также не совпадает со страной происхождения. Например, продукция может быть китайского производства , а торговая марка зарегистрирована в США (например, Apple ).

Правила определения страны происхождения

Да нные правила относятся к продукции , ко торая была полностью произведена на территории государства – участника Соглаш ения, либо частично обработана /переработан а на такой территории.

К полностью произведенной продукции относятся :

а) природные ресурсы , добытые под землей, в водоемах и воздухе указанной страны;

б) производство растительного характера , выращенное и ( или ) собранное в данной стране;

в) животные, появившиеся и выросшие в данном государстве ;

г) продукция, полученная в данной стране от выращенных в ней животных;

д) продукция, полученная в результате охотничьего и рыболовного промысла в данной стране;

е) продукция морско го рыболовного промысла и иная продукция морского промысла;

ж) продукци я, полученная на перерабатывающем судне данной страны из сырья, указанного в пункте «е» ;

з) продукция, полученная с морского дна или из морских недр за пределами территориального моря данной страны, при условии, что данная страна имеет исключительные права на разработку этого морского дна или этих морских недр;

и) отходы и вторичное сырье , полученные в результате пр оизводств а или иных действий по переработке, а также б /у изделия, собранные в данной стране и пригодные только для переработки в сырье;

к) высокотехнологичная продукция, произведенная в открытом космосе на космических судах ;

л) товары, произведенные в данной стране из сырья, указанного в пунктах «а» – « к » .

Для определения СПТ может быть использован кумулятивный метод , в случае последовательной обр аботки/переработки .

Читать еще:  Как зарегистрироваться в личном кабинете госуслуги

Если конечный продукт произведен на территории государства – участника Соглашения, но из сырья других государств – участников Соглашения, п одтвержденные сертификатом формы СТ-1 , то территорией происхождения будет являться государство , в котором он в последний раз был подвергнут обработке/переработке.

Если сертификат формы СТ-1 о происхождении сырья из других государств — участников Соглашения отсутствует, то определение страны происхождения к онечного продукта происходит на основании критерия достаточной обработки/переработки ( пункты «а», «б», «в» ).

Если в производстве участвует третья сторона – не участник Соглашения, СПТ определяется на осно вании критериев достаточ ной обработки/переработки:

а) изменение товарной позиции по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности хотя бы одного из пе рвых четырех знаков, произошедшее в рамках обработки/переработки;

б) выполнение необходимых производств енных и технологических действий , по итогам которых тов ар считается происходящим из того государства, на территории которого эти действия имели место;

в) правило адвалорной доли, когда цена применяемого сырья иностранного происхождения достигает фикс ированной процентной доли в стоимости конечного продукта .

Если сырье для производства происходит из иностранного государства, то СПТ считается террито рия, где был произведен конечный продукт . Однако иностранное сырье может использоваться, если оно имеет товарную позицию, как у конечного продукта и его стоимость не более 5% конечного продукта.

Классификатор стран происхождения товара

Постановлением Госстандарта России от 14.12 .2001 № 529-ст. (ред. от 29.05. 2019 г. ) принят Общероссийский классификатор стран мира ( ОКСМ) . Его можно найти , например, на сайте classificators . ru

В шапке страницы можно воспользоваться системой быстрого поиска по коду:

Или воспользоваться предложенной таблицей , в к оторую входят наименования государств (краткие и полные), цифровой и буквенный коды:

К часто встречаемым ошибкам относятся:

  • Использование сокращений, не отраженных в классификаторе . Например, РФ, КНР или США. Согласно утвержденному положению правильными будут варианты: «Российская Федерация» или «Соединенные штаты Америки», которые указаны в классификаторе.
  • Указание города или региона без страны. Например, «Московская область» ил и «Владимирская область». П равильным является указание на «Российскую Федерацию».
  • Указание «Белоруссия» вместо правильного «Беларусь».
  • Недопустимы фраз ы типа «Товар российского производства», «Страна производителя – Россия» или «Произведено в России», хотя они и позволяют определить страну производства. Верным решением будет указать «Российская Федерация».

Какими документами подтверждается СПТ и где их взять?

Соглашение предлагает для подтверждения СПТ Сертификат по форме СТ-1 и декларацию соответствия.

Сертификат СТ-1 можно найти в Приложении 2 Соглашения. Он включает в себя все необходимые сведения: грузоотправитель/грузополучатель, наименование выдавшей страны, транспортное средство и его маршрут, номер Сертификата и др. (см. Рис. 3) Документ действителен 1 год с момента выдачи.

В Приложении 5 Соглашения можно найти Декларацию происхождения . Она подписывается уполномоченным лицом продавца/изготовителя/отправителя продукции и выглядит следующим образом:

Для подтверждения производства продукции на тер ритории ЕАЭС, часто применяются сертификат СТ-1 и акт экспертизы, полученные в Торгово-промышленной палате, либо копии контрактов инвестиционного характера .

Если заказчик не потребовал дополнительные документы, то государство проис хождения необходимо только зад екларировать. При этом исполнитель должен указывать достоверную информацию , иначе заказчик может не подписать контракт либо расторгнуть его в одностороннем по рядке, а данные о поставщике направить в РНП.

Указание страны происхождения товара по 44-ФЗ

С 1 января 2020 года заказчики в обязательном порядке устанавливают в закупочной документации требования к указанию СПТ . Раньше СПТ требовалось указывать лишь в случаях применения национального режима.

Национальному режиму посвящена статья 14 44-ФЗ, в ней отражены случаи, когда к закупке не допускаются товары иностранного происхождения, или они ограничены в допуск е .

Список таких товаров строго регламентирован Постановлениями П равительства :

  • Программно е обеспечени е ( ПП №1236).
  • Продукци я машиностроения (ПП №656).
  • Товар ы легкой промышленности (ПП №791).
  • Продукци я из списка ( ПП №9 ) .
  • Мебел ь и товар ы деревообрабатывающей деятельности (ПП №1072).
  • Радиоэлектроник а ( ПП №878 ).
  • Медицински е издели я (ПП №102) и лекарст ва (ПП №1289).
  • Продукт ы питания (ПП№832).

В отношении товаров , произведенных в государствах ЕАЭС (Армения, Белоруссия , Казахстан, Киргизия, Россия) применяются 15%-е преференции.

При подаче документов для участия в тендере происхождение товара указывается в заявк е . Также к заявке нужно будет прикрепить необходимые д екларации и сертификаты , которые потребовал заказчик. Если указанные документы участник не предоставил, это будет основанием для отклонения заявки .

Таким образом, заявки на участие должны содержать наименование страны происхождения товара для будущей поставки. Для этого необходимо обращаться к Об щероссийском у классификатору. В противном случае заявку могут отклонить.

Страна происхождения товара: как определить и указать в закупочной документации

Страна происхождения товара — это государство, где предмет закупки был произведен или значительно переработан. Закон о контрактной системе обязывает участников любых закупок сообщать заказчикам о том, откуда завозится предлагаемая ими продукция.

Нормативное регулирование вопроса

Основные требования к оформлению заявок на участие в тендерах установлены законом 44-ФЗ: в специальных статьях, посвященных отдельным видам закупок, установлена необходимость раскрывать государство производства — участник обязан указывать его. Это правило не касается электронных котировок, по которым участник не указывает государство в заявке, а предоставляет документы, подтверждающие производство предмета закупки в конкретном месте.

Единые правила определения страны происхождения товаров определены решением Совета Евразийской экономической комиссии № 49 от 13.07.2018 — этим документом участники должны руководствоваться при заполнении заявок, указывая код государства, где объект произвели.

По ч. 5 ст. 24.1 44-ФЗ, правительство разработало и приняло постановление № 1401 от 05.11.2019, которым утверждены типовые формы заявок на участие. Формы заявок предполагают обязанность участника указывать цифровой код страны происхождения товара по общероссийскому классификатору.

Классификатор утвержден постановлением Госстандарта России от 14.12.2001 № 529-ст и содержит реестр стран происхождения товара и их:

  • полные и сокращенные наименования;
  • двузначный и трехзначный буквенные коды;
  • числовые обозначения, которые участники перенесут в заявки.

Как определить, где произведен предмет закупки

Правила, как определить страну происхождения товара, описаны в решении Совета Евразийской экономической комиссии № 49 от 13.07.2018 и утвержденных им правилах определения государства производства. Государством производства является страна, в которой предмет:

  • получен или произведен;
  • подвергся достаточной переработке.

Пункт 4 правил перечисляет объекты, которые считаются полностью полученными или произведенными в определенном государстве, например:

  • полезные ископаемые;
  • животные, родившиеся и выращенные на его территории;
  • растительные товары, выращенные на ее территории;
  • добыча охотничьего или рыболовного промыслов;
  • морская продукция, выловленная судном, которое ходит под флагом рассматриваемой страны;
  • высокотехнологичные предметы, полученные или созданные в открытом космосе на космическом аппарате, зарегистрированном или арендованном этой страной.

Для определения достаточной степени переработки используются следующие правила:

  1. Переработка признается достаточной, если после нее код итогового объекта, по Гармонизированной системе описания и кодирования товаров (ГС), хотя бы на одну из четырех цифр отличается от кода исходного материала. Рассматриваются первые четыре цифры кода — достаточно отличия в одной из них.
  2. Переработка достаточна, если стоимость исходного иностранного материала составляет менее половины стоимости итогового объекта.

Не менее важно, как правильно писать страну происхождения товара по 44 ФЗ, если переработка недостаточна — государством производства признается место изготовления материала для предмета закупки:

  1. Если все материалы происходят из одной географической точки, ситуация однозначна — это место является государством производства предмета закупки.
  2. Если при создании объекта используются материалы из разных государств, местом производства признается то, из которого завезено наибольшее количество материалов в стоимостном выражении. В расчет принимается стоимость материалов, рассчитанная на условиях «Франко завод», то есть стоимость без расходов на транспортировку материалов со склада их производителя в место их переработки в конечный объект.

Не является государством производства товара место, в котором он:

  • хранился без переработки;
  • готовился к отправке, например, распаковывался, сортировался;
  • подвергался мытью, очистке, обработке веществами;
  • проходил покраску или полирование;
  • замораживался или размораживался;
  • подвергался иным видам воздействия, определенным в п. 6 правил определения государства производства. В этом пункте указаны способы воздействия на объект, которые не приводят к изменению его свойств и качественной переработке, а только подготавливают его к поставке.

Чем происхождение отличается от аналогичных терминов

Понятие страны происхождения не следует путать с:

  • местом производства товара, например, наименованием конкретного города или региона. По правилам 44-ФЗ, страна производства продукции предполагает указание на конкретное государство;
  • местом расположения производителя;
  • государством, к которому принадлежит товарный знак.

Как указать в заявке

Требование об указании места происхождения с помощью кода из общероссийского классификатора введено в постановление № 1401 изменяющим его постановлением правительства РФ от 19.02.2020 № 180. Тем же постановлением № 180 регулируется порядок вступления в силу внесенных изменений: положения, касающиеся того, как указать страну происхождения товара в заявке, вводятся в силу с 01.07.2020.

До 01.07.2020 в заявке допускается указание наименования государства производства, которое приводится в том же классификаторе.

С 01.07.2020 вступают в силу требования, введенные ПП № 180, и потребуется уже цифровой код.

Например, объект, предлагаемый участником к поставке, происходит из государства Тимор-Лесте. До 01.07.2020 участник вправе указать в соответствующей графе «Тимор-Лесте» или «Демократическая Республика Тимор-Лесте». После 01.07.2020 вариант останется только один — цифровой код 626.

Если страна происхождения товара — Россия или Российская Федерация, допускается любой из этих вариантов. В соответствии с классификатором, они равнозначны. После 01.07.2020 указывать придется код 643.

Вот так выглядит образец заполнения наименования страны происхождения товара по 44-ФЗ в 2020 году:

Читать еще:  Если предприятие банкротится что будет с работниками

Как подтвердить СПТ

Если на объект тендера распространяется национальный режим, в такой закупке особенно важно понимать, как правильно указать страну происхождения товара в первой части заявки: для участия компания обязана подтвердить документально место происхождения предлагаемого к поставке объекта. Если она этого не сделает, объект по умолчанию признается иностранным. Документы, подтверждающие производство объекта в конкретном месте:

  • специальный инвестиционный контракт;
  • годовой акт экспертизы ТПП;
  • сертификат по форме СТ-1;
  • акт экспертизы ТПП.

Как прописывают происхождение товара в контракте

Если закупка объявлена уже в 2020 году, в контракте, заключенном по ее результатам, указывается место происхождения закупленного предмета. Эта характеристика указывается среди прочих параметров объекта закупки непосредственно в тексте соглашения или в одном из приложений к нему — техническом задании или спецификации.

В том, как в контракте прописать страну происхождения товара, нет больших особенностей — формулировка копируется из текста заявки победившего участника.

Страна происхождения товара. Сертификат происхождения. Преференции.

Страна происхождения

Зачем нужно определять страну происхождения? Во-первых, для заполнения декларации. Указание страны происхождения понадобится для заполнения гр.34 каждого товара. Во-вторых, чтобы понять существуют ли какие-либо ограничения, а может даже запреты, на ввоз данного товара. Ярким примером являются санкции, когда сельскохозяйственные и некоторые другие товары, произведенные в США и странах ЕС, были запрещены к ввозу на территорию РФ. В-третьих, для получения вами тарифных льгот и преференции. Теперь об этом поподробнее.

Что такое страна происхождения товара? Это страна, а иногда, группа стран, таможенные союзы стран, регионы некоторых стран, в которой был полностью произведен товар или был подвергнут достаточной переработке.

Для определения страны происхождения существуют правила и критерии. Но на них не имеет смысла останавливаться, т.к. для таможенного оформления нужно понимать как (из каких документов) узнать страну происхождения и что делать с этой информацией дальше.

Сертификат происхождения (certificate of origin)

Документом, подтверждающим страну происхождения, является сертификат происхождения (certificate of origin). При ввозе его должен предоставить поставщик. Лучше всего это условие прописать в контракте. Сертификат происхождения выдается, как правило, Торгово-Промышленной палатой (ТПП) той страны, где товар был произведен.

Сертификат происхождения вы будете обязаны предоставить, если будете претендовать на преференции, и если таможенный орган запросит его в целях подтверждения соблюдения запретов и ограничений. Например, вы везете виноград из Японии. На преференцию вы не претендуете, но таможенный орган у вас все равно запросит сертификат происхождения, т.к. к ввозу запрещен виноград из ряда стран. Т.е. вам придется доказать, что ваш товар не из одной из этих стран.

Есть случаи, когда сертификат может не понадобится. Например, для ряда товаров промышленного назначения. На них нет ограничений по ввозу. Тогда информацию о стране происхождения можно взять из товарно-сопроводительных документов. Желательно, на этапе проверки документов перед поставкой проверить наличие указания и страны происхождения, и конкретного производителя, к примеру, в инвойсе. Но все же, и это не значит, что таможенный инспектор не захочет увидеть доказательство правильности заявленной страны происхождения товара.

Следует отметить, что любые сведения, указанные (заявленные) в декларации должны подтверждаться документами. И это в т.ч. относится к графе 34. Поэтому смотрим в инвойс, в контракт, если есть в сертификат происхождения и узнаем страну. В сертификате происхождения обычно она указана после слов «Issued in».

Отдельно упомяну о программном обеспечении. Законодательство РФ настолько сложно и разнообразно, что ориентироваться в нем без специальных программ практически невозможно. Поэтому, что бы заниматься таможенным делом, нужно приобрести комплект программ. Для определения кода ТН ВЭД, ставок пошлины и НДС, получения информации об ограничениях при ввозе/вывозе без электронного справочника не обойтись и, если его нет, дальше разговор вести не имеет смысла. Самый популярный, пожалуй, это Вэд-Инфо. Итак, приобретаем одну из программ и пользуемся ей.

Порядок действий следующий: определяем код ТН ВЭД , заходим в программе в информацию о коде, выбираем страну происхождения вашего товара и смотрим, что же наши законы об этом товаре «говорят». Там будет указано и есть ли преференция на товар, и есть ли какие-либо запреты и ограничения.

Правила заполнения декларации подразумевают возможность указания не конкретной страны происхождения, но и варианта «неизвестно». Конечно, бывают ситуации, когда страну происхождения определить невозможно, и тогда, правильнее было бы выбрать этот пункт, но… не рекомендую. Лучше поднапрячься и все-таки узнать страну происхождения. Т.к. если вы выберете этот пункт, скорее всего, вы столкнетесь с мерами таможенного контроля, а именно с досмотром. А досмотр для участника ВЭД бесплатным не бывает.

Кстати, на счет досмотра. Позаботьтесь о том, чтобы маркировка на товаре соответствовала данным в документах и, следовательно, в декларации. Это относится и к стране происхождения, и к производителю, и торговой марке, и прочим данным. О торговой марке поговорим позже — в теме об интеллектуальной собственности.

О тарифных преференциях

На некоторые товары из некоторых стран возможно получить тарифные преференции по стране происхождения (льгота по уплате таможенной пошлины). Пошлина может отсутствовать для стран, с которыми РФ подписала соглашение о свободной торговле, или являющихся наименее развитыми. Пошлина может уплачиваться в размере 75% для развивающихся стран.

— товаров, происходящих и ввозимых из развивающихся и наименее развитых стран;

— наименее развитых стран.

Так вот, если ваш товар присутствует в перечне товаров и родом из развивающейся страны, то можно получить преференцию в виде уплаты 75% размера пошлины.

Если ваш товар присутствует в перечне товаров и родом из наименее развитой страны, то можно вообще быть освобожденным от уплаты пошлины.

Для получения этих преференций следует предоставить в таможенный орган оригинал сертификата происхождения формы А.

Для получения преференции на товары, которые были произведены в странах, подписавших соглашение о свободной торговле от 15 апреля 1994 года (страны СНГ), следует предоставить оригинал происхождения формы СТ-1.

Для некоторых товаров из Сербии, тоже возможно предоставление преференции. Для ее получения нужен оригинал происхождения формы СТ-2.

Для получения всех этих преференций нужно не только предоставить именно оригиналы сертификатов происхождения, но должны быть соблюдены правила непосредственной закупки и прямой поставки. Суть этих правил следующая: товар должен быть приобретен непосредственно в стране происхождения, товар должен транспортироваться напрямую на территорию таможенного союза, минуя другие страны (кроме ситуаций, возникших по географическим, экономическим, транспортным, техническим причинам). А документы, подтверждающие соблюдения этих правил, должны быть предоставлены в таможенный орган. Это как сам сертификат, так и, например, транспортный документ с указанием пломбы отправителя. Т.е. номер пломбы, повешенной отправителем, должен совпадать с пломбой, пришедшей с грузом.

Сертификат происхождения при экспорте

Что касается экспорта российских товаров, то необходимость оформления сертификата происхождения обусловлена потребностью вашего покупателя. Аналогично импорту, в зависимости от страны назначения, это будет одна из форм: либо форма A, либо CT-1 (для стран СНГ), либо CT-2 (для Сербии), либо сертификат простой формы. Заказывать сертификат происхождения следует в торгово-промышленной палате вашего региона (ТПП). И эта услуга небезвозмездна. По мере готовности, сертификат следует скинуть вашему контрагенту на проверку.

В декларации вид (код) преференций указывается в графе 36. Расшифровку этих кодов и пример заполнения графы 36 можно просмотреть в этой статье.

В графе 44 сертификаты происхождения я указываю под «своими» кодами только при использовании права на преференцию:

  • для формы СТ-1 это код 06011;
  • для формы СТ-2 — 06017
  • для формы А — 06013.

Если преференции нет, но страну нужно подтвердить, то прикрепляю сертификат (любой формы) в отсканированном виде (в формате pdf) под кодом 09023.

Образцы сертификатов происхождения различных стран можно увидеть перейдя по этой ссылке.

Если в данном материале Вы не нашли ответ на интересующий вопрос, то пишите по адресу manager@rastamozhitvspb.ru и в скором времени я обновлю статью.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

О правилах определения происхождения товаров, ввозимых на таможенную территорию Евразийского экономического союза

Доклад начальника отдела товарной номенклатуры и происхождения товаров Татарстанской таможни А. Р. Салахова в Казани на публичном мероприятии для участников внешнеэкономической деятельности и иных заинтересованных лиц по вопросам правоприменительной практики таможенных органов и соблюдения обязательных требований, 21 марта 2019 года.

С вступлением в силу Таможенного кодекса Евразийского экономического союза существенные изменения коснулись и направления определения происхождения товаров.

По-прежнему основными документами о происхождении товара является декларация о происхождении товара или сертификат о происхождении товара (статья 29 ТК ЕАЭС).

Декларация о происхождении товара представляет собой коммерческий или любой другой документ, имеющий отношение к товару и содержащий сведения о происхождении товара, заявленные изготовителем, продавцом или отправителем страны происхождения товара или страны вывоза товара. К примеру, счет-фактура, CMR, коносамент, упаковочный лист и др. (ст. 30 ТК ЕАЭС).

Однако изменились требования к сертификату о происхождении товара. Согласно статьи 31 ТК ЕАЭС сертификат о происхождении товара – документ определенной формы, свидетельствующий о происхождении товара и выданный уполномоченным государственным органом или уполномоченной организацией страны происхождения товара или в случаях, установленных правилами определения происхождения ввозимых товаров или правилами определения происхождения вывозимых товаров, – страны вывоза товара.

Ранее под сертификатом о происхождении товара понимался документ, однозначно свидетельствующий о стране происхождения товаров и выданный уполномоченными органами или организациями этой страны или страны вывоза.

Также ранее, если сертификат о происхождении товара оформлен с нарушениями требований к его оформлению и (или) заполнению, установленных таможенным законодательством таможенного союза, таможенный орган самостоятельно принимал решение об отказе в рассмотрении такого сертификата в качестве основания для предоставления тарифных преференций.

Читать еще:  Что можно узнать по номеру паспорта

Согласно пункту 4 статьи 31 ТК ЕАЭС сертификат о происхождении товара не рассматривается в качестве документа о происхождении товара, если сертификат о происхождении товара оформлен с нарушениями требований к порядку его оформления и (или) заполнения, установленных правилами определения происхождения ввозимых товаров или правилами определения происхождения вывозимых товаров.

Подтверждение происхождения товаров декларацией о происхождении товара или сертификатом о происхождении товара осуществляется в соответствии с правилами определения происхождения ввозимых товаров или правилами определения происхождения вывозимых товаров.

Совет Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) утвердил новые правила определения страны происхождения товаров для целей получения тарифных преференций, а также «непреференциальные правила», действующие при ввозе товаров в страны Евразийского экономического союза (ЕАЭС):

  • Правила определения происхождения товаров, ввозимых на таможенную территорию Евразийского экономического союза (непреференциальные правила определения происхождения товаров) (Решение Совета ЕЭК от 13 июля 2018 г. № 49)
  • Правила определения происхождения товаров из развивающихся и наименее развитых стран (Решение Совета ЕЭК от 14 июня 2018 г. № 60)

Напоминаю, что ввоз ряда товаров на территорию ЕАЭС из развивающихся и наименее развитых стран возможен с применением тарифных преференций (пониженной ставкой таможенных пошлин). Указанные правила приняты в развитие положений Договора о ЕАЭС от 29 мая 2014 г. и заменяют соответствующие Соглашения, которые были заключены членами ЕАЭС и действовали с 2008 года.

В целом новые правила охватывают современные тенденции в сфере электронного документооборота, и восполняют ряд существующих в настоящий момент правовых пробелов.

Решением Совета ЕЭК от 14 июня 2018 г. № 60 утверждены Правила определения происхождения товара из развивающихся и наименее развитых стран (товары, в отношении которых при ввозе на территорию ЕАЭС предоставляются тарифные преференции). Правила вступили в силу 16 января 2019 г. и пришли на смену Соглашению о правилах определения происхождения товаров из развивающихся и наименее развитых стран от 12 декабря 2008 г. Новые правила важны для участников внешнеэкономической деятельности, которые осуществляют ввоз товаров из развивающихся и наименее развитых стран с применением тарифных преференций. В целом общий подход к определению страны происхождения не претерпел существенных изменений. В частности, для получения тарифных преференций необходимо соблюсти ряд критериев, таких как прямая поставка, непосредственная закупка, документальное подтвержденное происхождение товара, достаточная переработка.

Происхождение партии товара, таможенная стоимость которой превышает в эквиваленте 5 000 евро подтверждается оригиналом сертификата о происхождении товара, за исключением случаев договоренности между таможенным органом государства-члена ЕАЭС и уполномоченным органом (организацией) о применении электронной системы верификации происхождения товаров, позволяющей осуществить проверку выдачи сертификата о происхождении товара и достоверности содержащихся в нем сведений. При этом реквизиты такого сертификата должны быть указаны в таможенной декларации.

Это особенно актуально при развитии электронного декларирования товаров и призвано упростить процедуры документального подтверждения и контроля происхождения.

Требования по заполнению преференциального сертификата о происхождении товара существенных изменений не претерпели.

Особое внимание следует уделить критериям определения происхождения товаров.

Товар признается происходящим из страны-пользователя преференций, если он полностью получен или произведен в стране-пользователе преференций (пункт 4 Правил) или подвергнут достаточной переработке в такой стране, если при производстве товара использовались иностранные материалы.

Критерий достаточной переработки предусматривает, что при производстве товара в стране, включенной в перечень развивающихся стран-пользователей единой системы тарифных преференций ЕАЭС, может быть использовано не более 50 процентов иностранных материалов в стоимости готового товара на условиях «Франко – завод» (пункт 5 Правил).

При производстве товара в стране, включенной в перечень наименее развитых стран – пользователей ЕАЭС, предусмотрена поэтапная либерализация критерия происхождения в части возможности использования таких иностранных компонентов (пункт 6 Правил) (на дату выдачи документа о происхождении товара):

  1. до 31 декабря 2019 г. может быть использовано до 50 процентов иностранных материалов в стоимости товара;
  2. с 1 января 2020 г. по 31 декабря 2024 г. может быть использовано до 55 процентов иностранных материалов в стоимости товара;
  3. с 1 января 2025 г. доля иностранных материалов в стоимости товара может достигать 60 процентов.

При этом Правилами установлен перечень операций, выполнение которых не влияет на признание товара происходящим из страны-пользователя преференций (пункт 7 Правил).

С вступлением в силу ТК ЕАЭС происхождение товаров подтверждается во всех случаях, когда применение мер таможенно-тарифного регулирования, запретов и ограничений, мер защиты внутреннего рынка зависит от происхождения товаров. Исключения составляют товары, помещенные под таможенную процедуру таможенного транзита и ввозимые на таможенную территорию Союза для личного пользования.

Например, таможенные органы Российской Федерации вправе требовать документы, подтверждающие происхождение товаров в случаях, когда в отношении таких товаров могут применяться антидемпинговые или компенсационные пошлины:

  • подшипники качения (за исключением игольчатых), происходящие из Китайской Народной Республики и ввозимые на таможенную территорию Евразийского экономического союза (Решение Коллегии ЕЭК №139 от 21 августа 2018 года);
  • холоднодеформированные бесшовные трубы из нержавеющей стали, происходящие из Китайской Народной Республики и Малайзии (Решение Коллегии ЕЭК №200 от 11 декабря 2018 года);
  • металлопрокат с полимерным покрытием (Решение Коллегии ЕЭК №14 от 23 января 2018 года);
  • некоторые виды бесшовных труб, происходящие из Украины.

Правила определения происхождения товаров, ввозимых на таможенную территорию Евразийского экономического союза (непреференциальные правила определения происхождения товаров) устанавливают критерии определения происхождения товаров, а также требования к сертификату о происхождении товара.

Если при производстве продукции используются материалы из других государств, то происхождение товаров определяется на основании одного из двух альтернативных критериев, который участник внешнеэкономической деятельности сможет выбрать сам: по коду товара, который может быть изменен на уровне любого из первых четырех знаков или по доле стоимости иностранного товара в продукте – его стоимость при переработке или производстве не должна превышать 50% цены готового товара.

Товар не сможет называться происходящим из страны, если на ее территории осуществляются лишь формальные операции – формируется партия продукции, наносятся логотипы или приклеиваются этикетки, осуществляется фасовка товаров в банки и т.д.

Одно из важных новшеств документа — Правила предоставляют максимум возможностей для объективного определения страны происхождения товаров, когда от этого зависит начисление платежей при ввозе. Так, в отношении продукции, по которой в Союзе применяются меры защиты внутреннего рынка, предусмотрена возможность определить происхождение по особым критериям определения происхождения товаров, которые могут устанавливаться как по отдельности, так и в сочетании друг с другом. Например, страна происхождения может быть определена по тому, где продукт получил максимальную добавленную стоимость.

В соответствии с пунктом 25 непреференциальных Правил в случае применения мер защиты внутреннего рынка, предусмотренных Договором о ЕАЭС и обусловленных происхождением товара, происхождение аналогичных товаров, ввозимых на таможенную территорию Союза, подтверждается сертификатом о происхождении товара.

Подтверждать происхождение ввозимых на таможенную территорию Союза товаров, аналогичных тем, в отношении которых применяются меры защиты внутреннего рынка, предусмотренных Договором о ЕАЭС, сертификатом о происхождении товаров не требуется в случае уплаты антидемпинговых и компенсационных пошлин, а также, если общая таможенная стоимость ввозимых товаров не превышает сумму, эквивалентную 150 долларам США.

Новые Правила определения происхождения непреференциальных товаров не устанавливают определенную форму бланка сертификата, однако в данном документе содержатся требования, предъявляемые к сертификату происхождения товара. Также в качестве документа о происхождении товара может использоваться сертификат, применяемый в рамках преференциальной торговли, однако графа для служебных отметок в таком сертификате должна содержать отметку «для непреференциальных целей».

Требования к сведениям, содержащимися в сертификате, представляют собой минимальный набор информации, которая должна быть отражена в данном документе. Допускается указание дополнительной информации:

  1. наименование страны происхождения товара;
  2. номер сертификата, наименование уполномоченного органа, выдавшего сертификат;
  3. наименование и адрес экспортера и (или) производителя;
  4. наименование страны назначения или наименование и адрес грузополучателя;
  5. описание товара, позволяющее произвести его идентификацию;
  6. вес брутто и (или) другие количественные характеристики товара;
  7. реквизиты документа о происхождении товара, выданного в стране происхождения товара (в случае если сертификат выдан страной вывоза товара);
  8. информация об удостоверении сертификата (печать уполномоченного органа, выдавшего сертификат, подпись должностного лица этого уполномоченного органа, дата выдачи сертификата).

Следует отметить, что в настоящее время контроль происхождения товаров регламентирован статьей 314 ТК ЕАЭС.

В этом случае проверяются документы и сведения о происхождении товаров, в том числе их достоверность, а также подлинность сертификатов о происхождении товаров, правильность их оформления и (или) заполнения.

Особое внимание следует уделить необходимости подтверждения происхождения товаров. Так, в случае заявления происхождения товаров неизвестно, а в отношении данных товаров могут применяться меры таможенно-тарифного регулирования, запреты и ограничения, меры защиты внутреннего рынка, зависящие от происхождения товаров, таможенный орган вправе запросить документы о происхождении товаров.

И в случае неподтверждения происхождения товаров ввозные таможенные пошлины исчисляются исходя из ставок, установленных Единым таможенным тарифом Евразийского экономического союза, а специальные, антидемпинговые, компенсационные пошлины исчисляются исходя из наибольших ставок.

В завершении хочется сказать, что наша с вами задача, сделать все возможное для упрощения декларирования товаров. Таким образом, в настоящее время в случаях заключения внешнеэкономических договоров (контрактов) необходимо дополнительно предусматривать обязательство поставщиков о представлении сертификатов о происхождении товаров наряду с иными документами, сопровождающими данные поставки. И обращать особое внимание на соблюдение требований к заполнению данных сертификатов.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector