Кто отвечает за качество воды в квартире
Novie-adresa.ru

Строительный портал

Кто отвечает за качество воды в квартире

ВС РФ: управляющая компания, являющаяся исполнителем коммунальных услуг, должна разрабатывать программу производственного контроля качества воды

EcoPimStudio / Depositphotos.com

Управляющая компания обязана разрабатывать и согласовывать с Роспотребнадзором производственную программу контроля качества и безопасности питьевой воды, горячей воды, а также осуществлять производственный контроль за качеством воды (Определение Верховного Суда РФ от 7 ноября 2019 г. № 302-ЭС19-21525).

Такие выводы сделаны в деле об оспаривании предписания Роспотребнадзора. Ранее ведомство внепланово проверило УК по жалобам жителей на мутную воду из крана. Проверка выяснила, что:

  • УК не разработала и не представила на согласование в региональное Управление Роспотребнадзора программу производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, горячей воды;
  • производственный контроль за качеством питьевой воды из внутридомовых распределительных систем питьевого водоснабжения МКД, находящегося на обслуживании УК, не осуществлялся;
  • пробы холодной воды, отобранные в подвальном помещении МКД и в одной из квартир, не соответствовали по органолептическому показателю – мутности (превышение нормы в 1,8 раза и в 1,3 раза).

Роспотребнадзор выдал УК предписание об устранении выявленных нарушений, а именно:

  • провести мероприятия, направленные на установление и устранение причин мутности воды,
  • после чего выполнить повторный отбор и исследования проб питьевой воды с привлечением аккредитованной лаборатории и представить в Роспотребнадзор копии протоколов лабораторных исследований;
  • в течение двух месяцев разработать и представить на согласование программу производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, горячей воды в спорном МКД, а затем осуществлять производственный контроль по графику программы (периодические отборы проб воды и их исследование в аккредитованной лаборатории по договору);
  • ежеквартально представлять в Роспотребнадзор результаты производственного контроля качества питьевой воды в виде копий протоколов лабораторных исследований питьевой воды с сопроводительным письмом.

Вопреки доводам УК, предписание “устояло” во всех судебных инстанциях:

  • согласно протоколу ОСС помещений в МКД, выбор способа управления МКД определен как управление УК с предоставлением ей права заключения договоров на поставку коммунальных услуг и других хозяйственных договоров, связанных с эксплуатацией дома;
  • значит, применительно к рассматриваемой ситуации именно УК является лицом, ответственным за качество предоставляемых жильцам указанного МКД коммунальных услуг;
  • а в силу п. 2 ст. 19 Закона о санэпидблагополучии, организация, осуществляющая холодное водоснабжение с использованием централизованных систем ХВС, обязана подавать абонентам питьевую воду, соответствующую санэпидтребованиям, не допуская снижения ее качества и показателей безопасности;
  • аналогично, на основании подп. “д” п. 3 Правил № 354 и подп.п. 2, 6 Приложения № 1 к ним, в частности, состав и свойства холодной и горячей воды должны соответствовать требованиям законодательства РФ о техническом регулировании (СанПиН 2.1.4.1074-01, СанПиН 2.1.4.2496-09);
  • в договоре с водоканалом также есть пункт о том, что поставляемая РСО вода должна соответствовать требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01;
  • поскольку исполнитель коммунальных услуг (УК) обязан обслуживать ВДИС, с использованием которых предоставляются коммунальные услуги, как самостоятельно, так и с привлечением других лиц на основании возмездного договора, постольку ответственность за нарушение качества и порядка предоставления коммунальных услуг возложена на исполнителя, который освобождается от ответственности за ухудшение качества коммунальных услуг, если докажет, что оно произошло вследствие обстоятельств непреодолимой силы;
  • при этом ответственность за действия РСО возлагается на исполнителя, независимо от того, было ли надлежащим поведение самой организации-исполнителя и могла ли она предотвратить нарушение;
  • в связи с этим оспариваемое предписание направлено УК обоснованно;
  • доводы УК об отсутствии у неё обязанности по разработке и утверждению программы производственного контроля качества воды несостоятельны, так как пунктами 1-3 ст. 32 Закона закон от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ “О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения”, пунктами 2.4, 4.2 СанПиН 2.1.4.1074-01 предусмотрено, что на юридических лиц, осуществляющих эксплуатацию системы водоснабжения, возложена обязанность по разработке рабочей программы производственного контроля качества воды и ее согласованию с центром государственного санитарно-эпидемиологического надзора в городе и районе. Лица, осуществляющие производственный контроль, несут ответственность за своевременность, полноту и достоверность его осуществления;
  • а в соответствии с п. 1 ст. 19 Закона о санэпидблагополучии, пунктами 3.1, 4.5 СанПиН 2.1.4.1074-01, пунктами 2.4.1, 4.3 СП 1.1.1058-01 “Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемиологических (профилактических) мероприятий” качество питьевой воды должно соответствовать гигиеническим нормативам перед ее поступлением в распределительную сеть, а также в точках водоразбора наружной и внутренней водопроводной сети. Производственный контроль качества питьевой воды в распределительной водопроводной сети проводится по микробиологическим и органолептическим показателям не менее 2 проб в месяц. Питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства;
  • наконец, согласно ч. 1 ст. 23, ч. 1 ст. 24 и ч. 3 ст. 1 Закона от 7 декабря 2011 г. № 416-ФЗ “О водоснабжении и водоотведении”, организация, осуществляющая холодное, горячее водоснабжение с использованием централизованных и нецентрализованных (автономных) систем ГВС, обязана подавать абонентам холодную, горячую воду, соответствующую требованиям, установленным санитарным и законодательством о техрегулировании. При этом, согласно ст. 25 упомянутого Закона, производственный контроль качества питьевой воды, горячей воды осуществляется организацией, осуществляющей ХВС или ГВС, программа производственного контроля качества разрабатывается организацией, осуществляющей ХВС или ГВС, согласовывается с территориальным органом Роспотребнадзора и включает в себя: перечень показателей, по которым осуществляется контроль; указание мест отбора проб воды; указание частоты отбора проб воды.

Верховный Суд РФ отказал УК в передаче дела на рассмотрение Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ.

Управляющая компания отвечает за воду

Управляющая компания отвечает за качество воды

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 апреля 2011 г. по делу № А56-73579/2009

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе . рассмотрев 18.04.2011 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью “Управляющая компания “Профсервис” на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.01.2011 по делу N А56-73579/2009 (судьи Шульга Л.А., Есипова О.И., Фокина Е.А.),

Общество с ограниченной ответственностью “Управляющая компания “Профсервис” (далее – ООО “УК “Профсервис”, Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным предписания Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Санкт-Петербургу в Московском, Фрунзенском, Пушкинском, Колпинском районах (далее – Территориальный отдел, Роспотребнадзор) от 28.09.2009 N Ф78-01-05-24/4718-09 об устранении выявленных у заявителя нарушений.

К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Санкт-Петербургу (далее – Управление).

Решением суда первой инстанции от 30.07.2010 (судья Ульянова М.Н.) в удовлетворении заявленных требований Обществу отказано.

Постановлением апелляционного суда от 17.01.2011 решение от 30.07.2010 изменено. Пункт 2 оспариваемого предписания Роспотребнадзора, обязывающий ООО “УК “Профсервис” произвести перерасчет размера платы за коммунальные услуги (горячее водоснабжение) в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее – Правила N 307), признан недействительным. В остальной части решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

В кассационной жалобе Общество, указывая на неправильное применение судом апелляционной инстанции норм материального права, просит отменить постановление от 17.01.2011 в части возложения на заявителя обязанностей по обеспечению показателей качества горячей воды в жилом доме по адресу: Санкт-Петербург, Пулковское шоссе, дом 15, корпус 3, в соответствии с требованиями санитарных правил и нормативов.

В отзыве на кассационную жалобу Роспотребнадзор просит оставить постановление апелляционного суда без изменения, а жалобу Общества – без удовлетворения.

Лица, участвующие в рассматриваемом деле, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, однако их представители в заседание кассационной инстанции не явились, что в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.

Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.

Как следует из материалов дела, в связи с обращением в Территориальный отдел жильцов дома N 15, корпус 3 по Пулковскому шоссе в городе Санкт-Петербурге с жалобой на подачу горячей воды, не соответствующей требованиям санитарного законодательства Российской Федерации, Роспотребнадзор обследовал указанный многоквартирный жилой дом с проведением лабораторных испытаний подаваемой потребителям горячей воды.

По результатам лабораторных испытаний двух проб горячей воды, отобранных 09.09.2009 на вводе в здание (узел учета ГВС) – N 1 и в квартире 147 (стояк ГВС на квартиру 147) – N 2, установлено, что качество горячей воды в распределительной сети жилого дома не соответствует требованиям санитарных правил и нормативов. Согласно протоколу лабораторных исследований от 11.09.2009 N 4364 содержание железа в исследуемых образцах составило 1,2 мг/куб.дм при предельно допустимой концентрации не более 0,3 мг/л; мутность воды составила 18 мг/куб.дм при гигиеническом нормативе 1,5 мг/л; цветность воды превысила допустимые показатели в 2,5 раза (50 градусов), что является нарушением: пункта 3.4 СанПиН 2.1.4.1074-01 “Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы”, утвержденные постановлением главного государственного санитарного врача РФ от 26.09.2001 N 24 (далее – СанПиН 2.1.4.1074-01); а также статей 11 и 19 Федерального закона от 30 марта 1999 N 52-ФЗ “О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения” (далее – Закона N 52-ФЗ) и пункта 49 Правил N 307.

Результаты проверки отражены в акте от 18.09.2009 N 78-01-05-26/1794-09, на основании которого ООО “УК “Профсервис” выдано предписание от 28.09.2009 N Ф78-01-05-24/4718-09, обязавшее Общество устранить выявленные нарушения в срок до 10.10.2009, а именно: обеспечить значение показателей качества горячей воды в соответствии с требованиями санитарных правил и нормативов, а также произвести перерасчет размера платы за коммунальную услугу (горячее водоснабжение).

Не согласившись с вынесенным предписанием, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

В соответствии со статьей 11 Закона № 52-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.

В силу пункта 1 статьи 19 Закона № 52-ФЗ питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства. Пунктом 2 той же статьи предусмотрено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие эксплуатацию централизованных, нецентрализованных систем питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также иных систем, обязаны обеспечить соответствие качества питьевой воды указанных систем санитарным правилам.

Согласно пункту 49 Правил № 307 исполнитель обязан, в частности, предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах, надлежащего качества, безопасные для его жизни, здоровья и не причиняющие вреда его имуществу, в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, а также с названными Правилами и договором.

Из содержания пункта 6 раздела 2 приложения N 1 к указанным Правилам следует, что одним из требований к качеству такой коммунальной услуги, как горячее водоснабжение, является постоянное соответствие состава и свойств горячей воды санитарным нормам и правилам. Отклонение состава и свойств горячей воды от санитарных норм и правил не допускается.

В соответствии с пунктами 3.2 и 3.5 СанПиН 2.1.4.1074-01 качество питьевой воды должно соответствовать гигиеническим нормативам перед ее поступлением в распределительную сеть, а также в точках водозабора наружной и внутренней водопроводной сети, а благоприятные органолептические свойства воды определяться ее соответствием приведенным в названном документе нормативам. Пунктом 3.4.3 СанПиН 2.1.4.1074-01 предусмотрено, что допустимая концентрация железа в источнике водоснабжения не должна превышать 0,3 мг/л (1 мг/л). Нормативы по мутности – 2,6 (3,5) ЕФМ (по формазину) или 1,5 (2) мг/л (по каолину). В силу пункта 3.5 СанПиН 2.1.4.1074-01 нормативы по цветности не должны превышать 20 градусов (норматив в 35 градусов может быть установлен по постановлению главного государственного санитарного врача по соответствующей территории для конкретной системы водоснабжения на основании оценки санитарно-эпидемиологической обстановки в населенном пункте и применяемой технологии водоподготовки).

Исследовав и оценив материалы дела с учетом положений статьи 71 АПК РФ, суд апелляционной инстанции сделал вывод о нарушении заявителем законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в части возложения на заявителя обязанностей по обеспечению показателей качества горячей воды в жилом доме в соответствии с требованиями Санитарных правил и нормативов. При этом суд исходил из того, что в соответствии с договором от 14.05.2008 N 832-04/08 (далее – Договор управления), заключенным Обществом с Санкт-Петербургским государственным учреждением “Жилищное агентство Московского района Санкт-Петербурга”, ООО “УК “Профсервис” является управляющей организацией в отношении упомянутого многоквартирного дома по адресу: Санкт-Петербург, Пулковское шоссе, дом 15, корпус 3.

Договором управления предусмотрена обязанность управляющей компании обеспечить жильцам указанного жилого дома предоставление коммунальных услуг, в том числе и горячее водоснабжение. Факт превышения допустимых концентрации железа, мутности и цветности воды установлен судами и подтверждается материалами дела (протоколом лабораторных исследований от 11.09.2009 N 4364, актом от 18.09.2009 N 78-01-05-26/1794-09, а также экспертным заключением от 11.09.2009 N 78.01.01Ф-06-46/1769).

При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции пришел к правомерному выводу об отказе Обществу в удовлетворении заявленных им требований в указанной части и не нашел оснований для признания недействительным оспариваемого пункта предписания административного органа.

Кассационная инстанция отклоняет довод подателя жалобы о том, что суд апелляционной инстанции сделал неправильный вывод о возложении на заявителя обязанности по обеспечению показателей качества горячей воды в соответствии с требованиями санитарных правил и нормативов.

Из договора теплоснабжения от 01.08.2008 N 7746.039.1, заключенного Обществом с государственным унитарным предприятием “Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга”, в частности следует, что между абонентом и энергоснабжающей организацией разделены границы балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности за состояние и обслуживание тепловых сетей. Общество обязуется соблюдать предусмотренный данным договором режим потребления тепловой энергии, а также обеспечивать безопасность эксплуатации тепловых сетей и исправность используемых приборов и оборудования.

Таким образом, ООО “УК “Профсервис” является юридическим лицом, осуществляющим эксплуатацию систем теплоснабжения, следовательно, обязано обеспечивать контроль качества горячей воды согласно требованиям Санитарных правил и нормативов.

Суд апелляционной инстанции правильно установил обстоятельства дела, всесторонне, полно и объективно исследовал все представленные сторонами доказательства и дал им надлежащую правовую оценку. Обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального и процессуального права, в связи с чем основания для его отмены отсутствуют, а доводы подателя кассационной жалобы направлены на переоценку фактических обстоятельств дела, установленных апелляционным судом.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.01.2011 по делу N А56-73579/2009 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью “Управляющая компания “Профсервис” – без удовлетворения.

Каким образом УК или ТСЖ должны контролировать качество воды?

13 Сентябрь 2019

В последнее время все чаще Роспотребнадзор стал выдавать предписания и привлекать управляющие организации и ТСЖ к административной ответственности за нарушения п. 2.4. СанПиН 2.1.4.1074-01 и п. 3.5 СП 3.1/3.2.3146-13, согласно которым:

– индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию системы водоснабжения, разрабатывает рабочую программу производственного контроля качества воды.

– производственный контроль качества и биологической безопасности питьевой воды проводится в соответствии с программой производственного контроля, которая разрабатывается индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами.

Некоторым (но далеко не всем) удается отбиться от этих претензий контролирующего органа, и убедить суд, что программу производственного контроля должна разрабатывать ресурсоснабжающая организация, а не то лицо, которое управляет домом.

Упомянутый СанПиН 2.1.4.1074-01 устанавливают гигиенические требования к качеству питьевой воды, а также правила контроля качества воды, производимой и подаваемой централизованными системами питьевого водоснабжения.

Согласно ст.2 ФЗ №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении»:

централизованная система холодного водоснабжения – комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для водоподготовки, транспортировки и подачи питьевой и (или) технической воды абонентам (п.29)

абонент – физическое либо юридическое лицо, заключившее или обязанное заключить договор горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) договор водоотведения, единый договор холодного водоснабжения и водоотведения (п. 1)

гарантирующая организация – организация, осуществляющая холодное водоснабжение, определенная решением органа местного самоуправления, которая обязана заключить договор водоснабжения с обратившимся к ней лицом, чьи объекты подключены к централизованной системе холодного водоснабжения (п. 6).

Ключевой момент, к которому суды подходят по-разному, – это является ли управляющая организация, ТСЖ просто абонентом или относится к организациям, эксплуатирующим систему центрального водоснабжения.

В обоснование первой позиции в защиту УК и ТСЖ суды пишут следующее.

Системы централизованного водоснабжения эксплуатирует водоснабжающая организация, а УК или ТСЖ обсуживают внутренние системы, которые являются общедомовым имуществом согласно п. 8 Правил содержания общего имущества №491:

внешней границей сетей водоснабжения входящих в состав общего имущества, является внешняя граница стены многоквартирного дома, а границей эксплуатационной ответственности при наличии ОДПУ, если иное не установлено соглашением собственников с исполнителем коммунальных услуг или ресурсоснабжающей организацией, является место соединения ОДПУ с инженерной сетью, входящей в дом.

Также согласно п. 32 Правил холодного водоснабжения и водоотведения №644 граница эксплуатационной ответственности по объектам централизованных систем холодного водоснабжения, в том числе водопроводным сетям и сооружениям на них, устанавливается по границе балансовой принадлежности абонента и организации водопроводно-канализационного хозяйства.

То, что ТСЖ или УК не являются лицами, эксплуатирующими централизованную систему водоснабжения, и требования указанного СанПиН к ним не применимы, отражено в судебных решениях о признании предписаний Роспотребнадзора недействительными:

1. Дело №А60-65994/2018, Арбитражный суд Свердловской области:

«Производственный контроль качества питьевой воды, горячей воды осуществляется организацией, осуществляющей соответственно холодное водоснабжение или горячее водоснабжение… обязанность по обеспечению качества питьевой воды, подаваемой абонентам с использованием централизованных систем водоснабжения, возложена законом на водоснабжающие организации. Следовательно, суд соглашается с обществом относительно отсутствия у него обязанности по проведению производственного контроля качества воды…»

2. Дело № А75-1926/2016, Восьмой арбитражный апелляционный суд:

«…управляющие компании не являются «лицом, осуществляющим эксплуатацию системы водоснабжения»… управляющая компания не осуществляет обслуживание централизованных систем питьевого водоснабжения … порядок составления программы производственного контроля неисполним для управляющей компании, которая лишь обслуживает внутридомовые системы подачи воды…

…не распространяются на управляющие компании и требования ст. 25 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении». Согласно этой норме производственный контроль качества питьевой воды, горячей воды, подаваемой абонентам с использованием централизованных систем водоснабжения, включает в себя отбор проб воды, проведение лабораторных исследований и испытаний на соответствие воды установленным требованиям. Указанная норма права регулирует порядок осуществления производственного контроля «питьевой воды, горячей воды, подаваемой абонентам с использованием централизованных систем водоснабжения» «организациями, осуществляющими соответственно холодное водоснабжение или горячее водоснабжение».

…управляющая компания не обязана осуществлять производственный контроль за качеством питьевой или горячей воды, поскольку не осуществляет водоподготовку, транспортировку и подачу воды абонентам (а лишь обслуживание внутридомовых систем) и не имеет никакого отношения к работе централизованной системы водоснабжения как комплексу технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для водоподготовки, транспортировки и подачи воды абонентам».

3. Дело № А56-149443/2018, Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области:

«…исходя из положений Закона № 416-ФЗ, Правил осуществления производственного контроля качества и безопасности питьевой воды №10, СанПиН 2.1.4.1074-01 и СанПиН 2.1.4.2496-09 следует, что требования к осуществлению производственного контроля качества питьевой воды, горячей воды установлены в отношении организаций, осуществляющих эксплуатацию централизованных систем холодного водоснабжения или горячего водоснабжения.

Правила предоставления коммунальных услуг № 354 разграничивают понятия «централизованные сети инженерно-технического обеспечения» и «внутридомовые инженерные сети».

Управляющая организация в рамках полномочий, определенных статьями 161 и 162 Жилищного кодекса РФ и договора управления, осуществляет эксплуатацию общего имущества, к которому относятся только внутридомовые инженерные системы. Таким образом, управляющая организация не осуществляет эксплуатацию централизованных систем холодного водоснабжения или горячего водоснабжения и не является организацией, осуществляющей соответственно холодное водоснабжение или горячее водоснабжение, по смыслу Закона № 416-ФЗ. Следовательно, на управляющую организацию не может быть возложена обязанность по осуществлению производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, горячей воды».

Противоположная практика основывается на том, что ТСЖ и УК как исполнители коммунальной услуги обязаны обеспечивать качество водоснабжения, которое подают жителям, для чего им необходимо выполнять требования СанПиН о разработке программы производственного контроля и ее выполнении.

Довод о том, что такую программу должна разрабатывать водоснабжающая организация, так как именно она эксплуатирует централизованную систему водоснабжения, суды не воспринимают, считая для возложения обязанности достаточным того, что изначально вода поступают именно из централизованных систем водоснабжения.

1. Дело № 72-334/2014 г., Свердловский областной суд.

«на ТСЖ, являющееся исполнителем коммунальных услуг, в силу закона возложена обязанность по осуществлению производственного контроля в сфере его деятельности по исполнению коммунальных услуг. Отсутствие производственного контроля со стороны товарищества может повлечь нарушение законных прав, в том числе, потребителей – граждан, пользующихся коммунальными услугами».

2. Дело № А13-3306/2018, Арбитражный суд Северо-Западного округа

В ходе проверки было установлено, что компания не обеспечила выполнение производственного лабораторного контроля за качеством горячей воды в обслуживаемых жилых домах: при закрытых системах теплоснабжения в местах поступления исходной холодной воды (водопроводной) и после водонагревателей; не разработала и не согласовала установленным порядком программу производственного контроля качества горячей воды, включающую перечень показателей, по которым осуществляется контроль, указание мест отбора проб воды и частоты отбора проб.

Суды также увидели в действиях управляющей компании нарушение требований Закона № 52-ФЗ, Закона № 416-ФЗ и СанПиН 2.1.4.2496-09, и сделали вывод о том, что Предприятие, управляя многоквартирными домами и являясь исполнителем коммунальных услуг, обязано обеспечивать предоставление собственникам помещений коммунальных услуг надлежащего качества, в том числе услуги горячего водоснабжения, отвечающих санитарным и техническим требованиям, и осуществлять контроль, в том числе путем организации производственного контроля качества горячей воды в соответствии с санитарными требованиями.

3. Дело № А40-249574/2016-84-2173, Арбитражный суд г. Москвы.

По аналогичным основаниям суд признал законным предписание территориального органа Роспотребнадзора, адресованное в управляющую организацию.

4. Дело № А40-250367/17, Девятый арбитражный апелляционный суд.

Здесь предписание оспаривало ТСЖ, но также безуспешно.

Последняя позиция о законности предписаний более распространенная, хотя, на наш взгляд, она является спорной. Суды игнорируют разграничение понятий гарантирующего поставщика и абонента, централизованной системы водоснабжения и внутридомовых инженерных систем. Они останавливаются на том, что УК и ТСЖ, по общему правилу, являются исполнителями коммунальных услуг, а поэтому обязаны обеспечивать качество водоснабжения именно путем разработки и реализации программ производственного контроля, проведения лабораторных исследований, что стоит недешево, особенно для небольших товариществ.

Если плохое качество питьевой воды из под крана (куда жаловаться)?

Автор:

Проблема низкого качества питьевой воды известна многим жильцам многоквартирных домов и не важно какого года дом, с такой проблемой могут столкнуться жильцы относительно новых домов и среди наиболее частых проблем встречаются желтый цвет воды, ржавая вода или просто грязная, неприятный запах и другие отклонения от норм. Если вы столкнулись с такой проблемой, то мы расскажем как ее решить в нашей статье.

Что делать если качество холодной воды неудовлетворительное?

Во первых, хочу вам рассказать об дном документе, это Постановление Правительства РФ от 06.11.2011 №354, в котором регулируются нормы предоставления коммунальных услуг управляющими организациями.

В соответствии с пп. «а» п. 31 Постановления Правительства РФ от 06.11.2011 №354, исполнитель (Управляющая организация) должен предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых объемах и надлежащего качества в четком соответствии с требованиями законодательства РФ.

То есть если вода из под крана ржавая, грязная, не прозрачная, с неприятным запахом, то понятное дело, что это отклонения от нормы и здесь нужно предъявлять претензии управляющей организации. На основании пп. «и», п. 31 Постановления Правительства РФ от 06.11.2011 №354, исполнитель (управляющая организация) должен принимать жалобы и сообщения от потребителей, в том числе и сообщения о ненадлежащем качестве предоставляемых коммунальных услуг, после поступления жалобы должна быть инициирована проверка, собрана комиссия из представителей управляющей организации, которые и проводят проверку, в ходе которой составляется акт, в котором фиксируются все имеющиеся нарушения. Один экземпляр акта с подписями представителей комиссии и печатью управляющей организации передается потребителю, а второй экземпляр остается у комиссии.

Ответ на вашу жалобу должен быть дан вам в течении 3 рабочих дней с момента ее получения. Жалоба на некачественные коммунальные услуги пишется в 2 экземплярах и передается в управляющую компанию. Придите в офис вашей управляющей организации и вручите оба экземпляра претензии уполномоченному на прием входящих сообщений лицу, после ознакомления с вашей жалобой, на вашем экземпляре должны поставить дату принятия и печать организации.

Вам стоит сослаться на приложение №1 к Постановлению Правительства РФ от 06.11.2011 №354, в котором сказано, что холодное водоснабжение должно полностью соответствовать требованиям законодательства, а именно СанПиН 2.1.4.1074-01. Именно в данном СанПиНе, прописано каким требованиям должна отвечать холодная вода, то есть вода должна постоянно соответствовать требованиям.

Если имеются отклонения состава и свойств воды от норм (требований законодательства), то размер платы за данную коммунальную слугу за расчетный период, должен быть снижен за каждый день подачи воды качество которой не соответствует нормам законодательства РФ и СанПиН 2.1.4.1074-01.

Вы можете самостоятельно ознакомиться с данным СанПиНом, но основные тезисы по качеству питьевой воды его звучат следующим образом:

  • Вода должна быть безопасна в эпидемическом и радиационном отношении, а так же безвредна по составу и иметь благоприятные органолептические свойства;
  • Качество холодной питьевой воды должно соответствовать гигиеническим нормативам перед тем как она поступит в распределительную сеть.

Управляющая организация должна содержать общедомовое имущество в надлежащем состоянии, а трубы по которым подается вода, так же относятся к общедомовому имуществу.

На основании пп. «в» Постановления Правительства РФ от 06.11.2011 №354, управляющая организация обязана своими силами, или путем привлечения третьих лиц, осуществлять техническое обслуживание внутридомовых инженерных систем, которые задействованы в предоставлении потребителю коммунальных услуг.

Так же у управляющей организации есть мера ответственности, ответственность обычно гражданско-правовая, административная, но в редких случаях уголовная. Ответственность как вы понимаете наступает по причине ненадлежащего выполнения своих обязанностей согласно договору и законодательству.

Зафиксировать плохое качество питьевой воды так же потребуется, для этого нужно в отделение Роспортебнадзора с требованием провести санитарно-эпидемиологическую экспертизу воды, после чего у вас на руках будет заключение экспертизы, затраты на которую лягут на плечи управляющей организации в случае если ваши опасения на счет качества воды подтвердятся.

Обязательно оставьте оригинал экспертизы у себя, в управляющую организация вам как было описано выше нужно будет направить жалобу, с требованием об устранении выявленных нарушений. Жалобу подаем лично в руки представителю управляющей организации и на вашем экземпляре ставится печать и дата приема вашей жалобы, так же приложением к жалобе прикладываем копию экспертизы о несоответствии качества питьевой воды.

Управляющая организация должна в кратчайшие сроки устранить все нарушения.

Если этого не произошло, то у вас есть другой путь, это обращение с жалобой в Жилищную инспекцию, это надзорный орган и ион следит за выполнением своих обязанностей управляющими организациями и если нарушения выявляются, то к нарушителям применяются меры административного воздействия, а это может быть штраф или приостановление деятельности.

Если по другому, то задачами государственного жилищного надзора являются как выявление и пресечение нарушений, так и их предупреждение, речь идет о нарушениях в сфере жилищного законодательства и других нормативных актов.

В жалобе поданной в жилищную инспекцию вы требуете, провести в отношении вашей управляющей организации выездную проверку, выдать по результатам проверки вашей управляющей организации предписание об устранении выявленных нарушений и возбудить административное дело и привлечь управляющую организацию к ответственности по статье 7.23 КОАП РФ.

К жалобе так же прикладываем копию вашей жалобу которую вы подавали в управляющую организацию, как факт подтверждения того, что ваша жалоба была проигнорирована управляющей организацией и приложите копию экспертизы.

Жалоба в Жилищную инспекцию пишется в 2 экземплярах и при подаче на вашем экземпляре должны поставить дату и отметку о принятии. В соответствии с законодательством о рассмотрении обращений граждан, ответ на вашу жалобу должен поступить в течении 30 дней в эти же сроки должна быть проведена проверка.

Еще один путь решения проблемы, это подать на управляющую организацию в суд и в судебном порядке добиться улучшения качества питьевой воды. В суд предоставляются все доказательства нарушений со стороны управляющей организации, к заявлению прикладываются копии всех ваших обращений как в саму управляющую организацию, так и в другие контролирующие инстанции, так же потребуется копия экспертизы по качеству воды. То есть у вас должны быт на руках все доказательства нарушения качества коммунальных услуг, если у вас их нет то соберите доказательства. Здесь так же помогут свидетели, то есть соседи, которые так же жалуются на качество воды, можно собрать подписи жильцов или подать коллективную жалобу, копия которой так же должна быть у вас на руках с отметками о принятии жалобы управляющей организацией.

Если все очень плохо, то на основании Жилищного Кодекса РФ, вы имеете право расторгнуть договор с управляющей организацией если она не соблюдает условия договора и требования законодательства и заключить договор с другой управляющей организацией.

Вариантов решения проблемы у вас много и я понимаю, что это далеко не просто и придется потратить время и нервы, но я вас уверяю, если вы не будете опускать руки, то вы обязательно добьетесь результата.

Если у вас остались вопросы, то вы можете задать их нашему юристу, он обязательно вас проконсультирует и ответит на вопросы.

Горлова Дарья. Практикущий юрист компании ‘Лидер’ и автор более 70 статей в корпоративном блоге. Основные направления это взыскание алиментов, раздел имущества, лишение и защита родительских прав и прочие категории семейных споров. Общий стаж в сфере юриспруденции более 10 лет. В 2009 году закончила с красным дипломом НПА – Нижегородская правовая академия.

Плохое качество водопроводной воды. Куда жаловаться?

Открываем кран, а из него хлещет ржавая вода? Ситуация, мягко говоря, неприятная, ведь вода нужна нам для приготовления пищи, мытья, стирки. Да что там объяснять: вода для нас жизненно необходима! За некачественную воду требуйте перерасчет!

Какой должна быть вода из-под крана?

Федеральным законом к подаваемой потребителю по водопроводу питьевой воде предъявляются определенные требования, которые закреплены в нормах СанПиН.
К ним относятся органолептические характеристики:
1) Запах. Должно быть полное его отсутствие, максимально допустимо 2 балла (при нагревании до 20° с трудом можно почувствовать нейтральный аромат); вкус – по нормам СанПиН допускается 2 балла (при тех же 20° – чуть заметный привкус).
2) Мутность. Максимально допустимая – 1,5 мг/л, лучше всего совершенно прозрачная.
3) Окраска. Желательно полностью бесцветная, хотя по платиново-кобальтовой шкале допускается до 20°;
4) Температура. Лучшим показателем для холодной воды считается от 7° до 12°.
5) Химические свойства. Жесткость – не более 7 (10) мг-экв/л.
6) Щелочность. Должна быть в пределах 6,0–9,0; сухой остаток (количество сухого вещества, оставшегося после выпаривания образца) считается нормальным до 1000 мг/л.
7) Окисляемость – до 5 мг-экв/л вода будет чистой, после 5 – грязной.
8) Наличие микроорганизмов (бактерий, вирусов и других паразитов) не допускается;
9) Радиологические показатели определяют наличие радионуклидов.

Что делать, если есть подозрения,что вода не соответствует нормам?

Если вы считаете, что в вашу квартиру поставляется вода ненадлежащего качества, вы можете, на свое усмотрение, либо обратиться в управляющую компанию, либо сразу пожаловаться на действия УК в Роспотребнадзор. Зачастую управляющая компания отказывается делать проверку качества воды, поэтому эффективнее сразу пожаловаться на УК в Роспотребнадзор.

ПУТЬ №1. ПРОВОДИМ ПРОВЕРКУ КАЧЕСТВА ВОДЫ СИЛАМИ УПРАВЛЯЮЩЕЙ КОМПАНИИ

Шаг №1. Сообщаем о нарушении

Сообщение о нарушении качества коммунальной услуги может быть сделано потребителем в письменной форме или устно (в том числе по телефону) в аварийно-диспетчерскую службу. Его должны зарегистрировать (указав ваше имя, адрес и проблему). Обязательно уточните имя сотрудника, принявшего заявку, номер и время ее регистрации. Если заявку подаете
письменно, обязательно требуйте отметку о принятии заявления на своем экземпляре с точным временем приема.
В том случае если сотруднику службы известны причины нарушения качества коммунальной услуги, он обязан немедленно сообщить вам об этом и сделать соответствующую отметку в журнале регистрации сообщений или на вашем заявлении. Если же причины не установлены, с вами должны согласовать дату и время проведения проверки факта нарушения качества коммунальной услуги. Сотрудник аварийно-диспетчерской службы самостоятельно сообщает обслуживающей ваш дом организации (управляющей компании) незамедлительно о вашем обращении по факту нарушения качества услуги. Уже сотрудник УК или ресурсоснабжающей организации определяет совместно с потребителем услуги дату и время проведения проверки.

Шаг №2. Составляем акт

После проверки качества воды специалист управляющей компании составляет акт проверки как минимум в двух экземплярах (по количеству заинтересованных лиц). Его обязательно должны подписать представитель УК и потребители (вы и ваши соседи). Один экземпляр акта остается у вас, второй забирает представитель управляющей компании.
В акте обязательно указываются:

  • адрес,
  • дата и время проведения проверки
  • визуальные и прочие внешние признаки некачественной воды присутствуют (цвет, запах, отсутствие прозрачности).

Если специалист УК при составлении акта делает вывод, что вода у вас в квартире пригодна к потреблению, а вы с ним категорически не согласны, то настаивайте на проведении экспертизы. Управляющая компания обязана назначить экспертизу и провести ее за свой счет.

При этом в акте указывается:

  • кем было инициировано проведение экспертизы,
  • в какую емкость залит образец воды,
  • в какие сроки, куда и каким участником проверки передается отобранный для экспертизы образец,
  • показания счетчика.

Экспертное заключение в дальнейшем приобщается к акту проверки. Если никто не выступает за проведение экспертизы, но при этом имеется спор о качестве воды, то назначается повторная проверка, но уже в присутствии специалистов Государственной жилищной инспекции и представителя общественного объединения потребителей.

По окончании проверки должен быть составлен акт, в котором указывается, что взяты пробы воды для направления в лабораторию с целью получения заключения о соответствии качества воды санитарным нормам.

Проследите, чтобы в акте о предоставлении некачественной услуги обязательно указали нарушения параметров качества, время и дату начала предоставления коммунальной услуги в том виде, в каком она вас не устраивает.

Шаг №3. Требуем перерасчет!

Составленный акт, а также заключение эксперта о несоответствии воды действующим санитарным нормам (в случае если представитель УК отказывается признавать услугу некачественной) – это документы, на основании которых вы как потребитель можете потребовать у управляющей компании перерасчет. По закону он должен быть сделан в течение месяца с момента подписания акт.

Помните: без подачи требования о перерасчете УК такой перерасчет делать не обязана!

ПУТЬ №2. ПРОВОДИМ ПРОВЕРКУ КАЧЕСТВА ВОДЫ, ПОЖАЛОВАВШИСЬ В РОСПОТРЕБНАДЗОР
Шаг №1. Жалуемся на управляющую компанию в Роспотребнадзор —Инструкция подачи жалобы в Роспотребнадзор

Отправьте в Роспотребнадзор заполненное заявление — Заявление в роспотребнадзор, приложив туда акт о предоставлении некачественной услуги.

Собственник жилья в многоквартирном доме имеет полное право пожаловаться на грязную воду сразу в Роспотребнадзор, в обход управляющей компании. В таком случае, если надзорный орган выявит нарушения, управляющая компания будет привлечена к административной ответственности.
Для проверки сотрудники Роспотребнадзора должны выехать на место со следующими документами:
– удостоверение, подтверждающее, что человек является представителем этой организации;
– документ, подтверждающий необходимость проверки, с подписью и печатью руководящего лица. При этом очень важно, чтобы проверку проводил именно тот человек, который указан в сопроводительном документе с печатью. Этот сотрудник ведомства, скорее всего, сделает отбор воды для проведения экспертизы.
Сроки проведения проверки не могут быть больше одного месяца. Однако при наличии веских оснований у данной организации срок проверки может быть продлен еще на один месяц.
По завершении проверки работниками Роспотребнадзора в обязательном порядке должен быть составлен акт, куда должны быть занесены все результаты проверки и приложено экспертное заключение о качестве воды. При обнаружении нарушений к составленному акту добавляется протокол проверки. Далее Роспотребнадзор привлекает к ответственности виновных лиц – это может быть как управляющая компания, так и ресурсоснабжающая организация, которые, в свою очередь, обязаны устранить нарушения. Если этого не происходит в течение длительного периода, то вы можете повторно вызвать представителя Роспотребнадзора для составления повторного
акт, подтверждающего предоставление некачественной услуги. И в любом случае будете требовать с УК или ресурсоснабжающей организации перерасчета.

Шаг №2. Добиваемся перерасчета
Если Роспотребнадзор выявит, что поступающая в квартиру вода не соответствует нормам качества, собственник может потребовать перерасчет.
Для этого необходимо подать заявление в управляющую компанию с требованием произвести перерасчет, приложив копию ответа из Роспотребнадзора.

Без подачи требования о перерасчете УК и РО такой перерасчет делать не обязаны! Перерасчет должен быть сделан в течение месяца после подачи заявления.

Если перерасчет так и не сделан

Если Роспотребнадзор обнаружил нарушения качества предоставляемой воды, выдал УК предписания устранить нарушения, но из крана продолжает идти вода ненадлежащего качества, либо управляющая компания после подачи вашего заявления так и не сделала перерасчет, необходимо подать заявление в Государственную жилищную инспекцию.

Читать еще:  Как правильно показывать квартиру покупателю
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector