Судебная практика по транспортному налогу физических лиц
Novie-adresa.ru

Строительный портал

Судебная практика по транспортному налогу физических лиц

Срок исковой давности по транспортному налогу для физических лиц

Спросить юриста быстрее, чем читать!

Задайте вопрос прямо сейчас и получите бесплатную консультацию. Ответим в течение 5 минут и решим даже самую сложную ситуацию.

Автовладельцам, у которых есть старые долги по транспортному налогу, следует иметь в виду, что для данного вида платежей существует срок исковой давности. Это означает, что налоговые службы не всегда вправе требовать погашения таких задолженностей.

Этот обзорный материал поможет разобраться, что такое срок давности привлечения к ответственности за неуплату налога и чем он отличается от срока исковой давности, а также когда гражданин может уже ничего не платить государству.

Срок давности привлечения к ответственности за неуплату транспортного налога

Все временные промежутки, в течение которых должна быть проведена оплата, устанавливаются на законодательном уровне. В 2020 году срок исковой давности по транспортному налогу за нарушения его уплаты регламентируется ч. 1 ст. 113 НК РФ. Согласно ей, если со следующего дня после окончания налогового периода или со дня совершения нарушения по уплате налогов прошло 3 года, то лицо, совершившее налоговое нарушение, не может быть привлечено к ответственности.

Абз. 1 ч. 1 ст. 113 НК РФ

Лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения, если со дня его совершения либо со следующего дня после окончания налогового (расчетного) периода, в течение которого было совершено это правонарушение, и до момента вынесения решения о привлечении к ответственности истекли три года (срок давности).

Таким образом, срок давности за неуплату налогов составляет 3 года. В случае неуплаты транспортного налога юрлицом трехлетний срок отсчитывается со следующего дня после окончания налогового периода, то есть года, за который не был уплачен налог.

Физические лица, в отличие от организаций, не высчитывают сумму налога самостоятельно, за них это делает ФНС, высылая результаты расчетов в налоговом уведомлении. Согласно ч. 3 ст. 363 НК РФ в уведомлении не может быть указана сумма налога более чем за 3 года, предшествующих текущему. А физлицо, в свою очередь, не обязано оплачивать долги, которые образовались за налоговые периоды ранее этих 3 лет.

Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.

Налогоплательщики, указанные в абзаце первом настоящего пункта, уплачивают налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления, указанного в абзаце втором настоящего пункта.

Это означает, что в налоговом уведомлении, которое вы получите в 2020 году, могут быть указаны задолженности только за 3 предыдущих года, и уплачивать налоги, начисленные ранее этого периода, вы не обязаны.

Что такое срок исковой давности и когда он истекает?

Не стоит путать срок давности привлечения к ответственности за налоговые правонарушения, о котором мы говорили выше, и срок исковой давности. Срок исковой давности — это тот период, в течение которого ФНС вправе обратиться в суд, чтобы взыскать с должника налоговые задолженности.

Чтобы физ. лица оплачивали налоги вовремя и не накапливали задолженности, орган налоговой службы:

  • Высылает налоговое уведомление не позднее 30 дней до окончания срока уплаты (ч. 2 ст. 52 НК РФ) с указанием суммы налога.
  • Направляет налогоплательщику требование об уплате налога, в которой указана сумма к оплате и пени, если платеж не был совершен вовремя.

Если налогоплательщик не уплатил долг после получения требования, налоговая вправе подать на него в суд, и сделать это она обязана в определенные сроки. Срок исковой давности по транспортному налогу зависит от даты получения требования об уплате задолженности и её общей суммы. По завершению этого срока налоговая теряет право требовать выплаты долга. Общий срок исковой давности составляет три года. Если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права (ст.196, 200 ГК РФ).

Давайте рассмотрим каждый этап подробней.

Требование об уплате транспортного налога

Согласно ч. 1 ст. 363 НК РФ физ. лица обязаны уплатить транспортный налог после получения уведомления до 1 декабря года, следующего за налоговым периодом (например, налог за 2017 год следует уплатить до 01.12.18 г.). Если вы не оплатили налог в этот срок, то со следующего дня просрочки начинается начисление пени. Налоговая, обнаружив неуплату налога, высылает требование об уплате задолженности в течение:

  • 3 месяцев (для задолженностей на суммы более 500 руб.);
  • 1 года (менее 500 руб.)

Требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей. В случае, если сумма недоимки и задолженности по пеням и штрафам, относящейся к этой недоимке, составляет менее 500 рублей, требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее одного года со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи.

Получив такое требование, необходимо оплатить полную сумму долга в течение 8 дней, если только в документе не указан другой крайний срок.

Абз. 4 п. 4 ст. 69 НК РФ

Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.

В какие сроки налоговая подает заявление в суд на уплату транспортного налога

Если налогоплательщик-физлицо проигнорировал требование, о котором мы говорили выше, то налоговая обращается в суд. В этом случае задолженность будет погашена за счет имущества, в том числе денежных средств, должника согласно абз. 1 п. 1 ст. 48 НК РФ.

Налоговый орган направляет заявление в суд в такие сроки:

  • Если задолженность превышает 3000 руб. — в течение 6 месяцев со дня истечения исполнения требования об уплате налога (отсчитывается с 9-го дня после получения налогового требования).

Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи (абзац 4 п. 1 ст. 48 НК РФ).

  • Если задолженность за 3 года после просрочки исполнения первого требования превысила 3000 руб. — в течение 6 месяцев с той даты, когда долг достиг 3000 руб.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей (абзац 2 п. 2 ст. 48 НК РФ).

  • Если задолженность в течение 3 лет после даты истечения исполнения первого требования не превысила 3000 руб. — в течение 6 месяцев по завершению 3 лет.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока (абзац 3 п. 2 ст. 48 НК РФ).

Срок исковой давности по транспортному налогу в 2020 году

Таким образом, срок исковой давности по транспортному налогу для физических лиц в 2020 году зависит от конкретных обстоятельств и истекает в тот момент, когда налоговая уже не вправе подать заявление в суд.

Срок исковой давности составляет 6 месяцев в следующих ситуациях:

  • со дня просрочки оплаты задолженности по требованию из налоговой, если долг превышает 3000 руб.;
  • со дня достижения задолженности размера в 3000 руб., если она накопилась за 3 года;
  • со дня истечения 3 лет после просрочки уплаты задолженности по требованию, если за эти 3 года долг не превысил 3000 руб.

Имея задолженность по транспортному налогу, не стоит ждать истечения срока исковой давности, а нужно как можно скорее её гасить. Помните, что согласно абз. 4 п. 2 ст. 48 НК РФ суд вправе взыскать с вас задолженность и после истечения срока исковой давности, если налоговая предоставит суду уважительную причину, по которой не подала заявление вовремя.

Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.

Если же пришло уведомление о задолженности, с которой вы не согласны, так как оплатили транспортный налог полностью и в срок, то, возможно, это ошибка налоговой. В этом случае необходимо направить заявление на перерасчет в ФНС.

Бланк заявления на перерасчет находится на листе налогового уведомления. Заполните его, обрежьте по линии и отправьте по почте либо через официальный сайт Федеральной налоговой службы.
Чтобы отправить заявление в онлайн-режиме, в электронных сервисах сайта ФНС выберите услугу «Обратиться в ФНС России». Отсканируйте заполненное заявление и прикрепите в форме обращения.

Решение суда о взыскании транспортного налога

  • Меня интересует срок давности по решению суда о взыскании транспортного налога.
  • Решение суда о взыскании налога

1.1. Вероятно Вы получили судебный приказ? У Вас есть право его отменить.

1.2. Вам прислали судебный приказ или Решение?

2.1. Взыскательных имеет право направить ИЛ в службу судебных приставов, приставы возбудят исполнительное производство, или если известно место работы-непосредственно в организацию.

Читать еще:  Установленный законом порядок рассмотрения дел в суде

3.1. Сергей. Из вопроса не совсем понятно что Вам прислали. Но скорее всего это судебный приказ. Если так, то его надо отменить, направив заявление об отмене судебного приказа. В конце судебного приказа этот порядок должен быть разъяснен. Направить надо быстро, в течение 10 дней с момента получения.

4.1. Сроки на подачу для отмены судебного приказа 10 дней с того момента, как лицу стало известно о нем.
дальше поезд ушел.
Так что спешите.
Всего вам доброго.

4.2. Видимо пришел Судебный приказ, напишите в Суд издавший данное Постановление несогласие с просьбой отмены данного Приказа! Суд отменит его.
С уважением, Сергей Фесенко.

5.1. Бывает и такое. Вы можете направить заявление об отмене заочного решения суда по почте или заявление об отмене судебного приказа приложив квитанцию.

6.1. Вам надо обжаловать решение суда в апелляционном порядке, ст.320,330 ГПК РФ. Если Вы не согласны. Только зачем оплачивали непонятно.

6.2. Отменить решение суда невозможно, если вы оплатили задолженность после вынесения решения суда
Желаю Вам удачи и всех благ!

6.3. Добрый вам день
Уважаемая Ирина, в данном случае не совсем понято, что вы собрались и в связи с чем отменят? Решение принято, вы его выполнили. Отнесите платежку в суд или приставам, если решение уже у них.

6.4. Если не согласны с решением, то подавайте на него апелляционную жалобу в вышестоящий суд через суд, вынесший решение. Удачи Вам в разрешении возникшей ситуации!

6.5. уважаемый посетитель
Безусловно надо в таком случае либо обжаловать или же отменять приказ
Удачи Вам в решении Вашего вопроса.

7.1. что бы грамотно Вас проконсультировать, необходимо изучить решение, которое вынес суд. Исходя из того, как было вынесено решение избирать тактику, отменять заочное решение либо восстанавливать срок на подачу апелляционной жалобы.

7.2. Заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов. Нужно смотреть иск, для подачи возражения.

8.1. Правомерно, если имеется задолженность по налогу.

9.1. НЕТ, конечно. Платите по решению

10.1. Срок взыскания налога 1 год.

11.1. Уже нельзя, так как решение вынесено. Это можно было сделать в суде, но к сожалению вы на него не попали.

12.1. Нужно подать заявление об отмене решения, когда его отменят налоговая в течении месяца вернет деньги.

13.1. Мировой суд рассматривает иски до 50 тыс. Руб.

14.1. Вас должен был уведомить Суд, а так же приставы о возбуждении исполнительного производства, при условии, если налоговой не ставился вопрос об обеспечительных мерах. Если Суд вынес приказ о принудительном взыскании, то Вы можете отменить его в течение 10 дней, со дня, когда получили на руки копию Приказа, и впоследствии отменить Исполнительное производство. Если Суд вынес заочное решение, то Вы так же можете его отменить в течение 7 дней после получения копии Решения на руки – это наиболее оптимальный путь для быстрой отмены исполнительного производства. Вы так же можете обжаловать действия пристава, за то, что не уведомил Вас о возбуждении исполнительного производства в течение 10 дней, когда Вам стало известно об этом нарушении, но это Вам ничего не даст и не отменит исполнительное производство.

14.3. Копия судебного приказа направляется должнику.

15. Меня интересует срок давности по решению суда о взыскании транспортного налога.

15.1. Срок составляет три года.

15.2. Владимир, общий срок исковой давности составляет 3 года.

16.1. Обратитесь в банк, чтобы дали выписку по счету, будет указано по какому делу и когда наложен арест. И обратитесь с заявлением о снятии ареста со счета к приставам.

17.1. Ждите постановление о возбуждении исполнительного производства от судебного пристава. После того как придет постановление, оплатите на депозит ОСП.

18.1. Служба приставов данные заявления не рассматривает. Вам необходимо подать заявление в суд об оспаривании постановления налоговой службы и вместе с ним ходатайство о приостановлении исполнительного производства до рассмотрения дела по существу.

19.1. Можете обратится в суд в заявлением о снятии ареста, основание несоразмерность суммы задолженности перед налоговым органом по отношению к стоимости объекта недвижимости. Отдельным иском обратиться о признании требований налоговой о пенях необоснованными, по такому иску шансов на успех не много, но попробовать можно.

19.2. Не снимут арест пока не оплатите пени.

20.1. Нет-если исполнительное производство по настоящее время не было открыто, то все скрои уже вышли для принудительного исполнения решения-взыскать с вас все равно не смогут.

21.1. Смотрите на сроки давности, вот-вторых, представьте в ИФНС документы об утилизации авто или его продаже.

22.1. В данной ситуации лучше явиться в судебное заседание и заявить о наличии принятого ранее решения.

23.1. Обращайтесь в личные сообщения к любому юристу.

24.1. Обжалуйте в апелляционном порядке.

25.1. Нет, вы же представили квитанции об уплате; производство по делу будет прекращено.

25.2. Решение будет в Вашу пользу.

26.1. Нужно обжаловать решение суда, представив в суд доказательства продажи и снятия с учета транспортных средств.

26.2. Действия нужно предпринять, чтоб отменить решение суда

ПИШИТЕ АПЕЛЛЯЦИОННУЮ ЖАЛОБУ, ссылайтесь на указанные в вопросе обстоятельства.

27.1. МНИ не имеет право самостоятельно снимать денежные средства, к тому же как Вы пишите, что исполнительное производство было прекращено.

28.1. Если судебный приказ вынесен в отношении налога, который Вами был уплачен – подавайте заявление об отмене приказа. С приложением квитанции об оплате. Его отменят. При дальнейших разбирательствах – суд уже будет разбираться что уплачено, а что нет.

29.1. Вам нужно обратиться в СП,постановлением судебного пристава которой был наложен арест на автомобиль. При окончании исполнительного производства судебный пристав-исполнитель отменяет все меры, принятые им по исполнительному производству.

30.1. В течение 30 дней штраф подлежит оплате после вступления в законную силу постановления мирового суда.

Какой срок исковой давности по транспортному налогу?

Понятие срока давности в налогообложении

Налоговый срок давности закреплен в п. 1 ст. 113 НК РФ. Данная норма гласит: «Лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения, если со дня его совершения либо со следующего дня после окончания налогового периода, в течение которого было совершено это правонарушение, до момента вынесения решения о привлечении к ответственности истекли 3 года».

Как видим, данное положение устанавливает давностный лимит только для ответственности за правонарушение, однако не касается давности исполнения обязанности по уплате налога. Отсюда выходит, что временных рамок, по истечении которых с налогоплательщика снималась бы обязанность уплатить налог, в НК РФ нет.

Но это в общем случае. Для срока давности по транспортному налогу на физлиц кодекс делает исключение.

Срок давности транспортного налога для физических лиц

Всем известно, что физлица не рассчитывают транспортный налог самостоятельно, а уплачивают его на основании уведомления, полученного из налоговой инспекции (п. 3 ст. 363 НК РФ). Такое уведомление налоговики должны направить не позднее 30 дней до наступления срока платежа (п. 2 ст. 52 НК РФ). Уплачен транспортный налог гражданами должен быть не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 1 ст. 363 НК РФ). В 2019 году это воскресенье, поэтому срок оплаты сдвигается на 02.12.2019.

При этом Налоговый кодекс РФ ограничивает срок направления уведомления на ТН: оно может направляться не более чем за 3 налоговых периода, предшествующих календарному году его направления (п. 3 ст. 363 НК РФ). Например, в 2019 году инспекция вправе потребовать уплату налога лишь за 2018, 2017 и 2016 годы. Вносить платеж за более ранние периоды налогоплательщик не обязан. То есть фактически НК РФ устанавливает 3-годичный срок исковой давности по транспортному налогу физических лиц.

Если у вас угнали автомобиль, а ФНС требует уплатить транспортный налог, воспользуйтесь советами экспертов КонсультантПлюс и узнайте как поступить в этом случае. Если у вас нет доступа к системе, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.

Срок на принудительное взыскание транспортного налога

Право на принудительное взыскание появляется у инспекции, если обязанность по уплате налога не исполнена налогоплательщиком в срок. Причем в отношении транспортного налога такая обязанность возникает у последнего не ранее даты получения налогового уведомления. Это следует из п. 2 ст. 44, п. 3 ст. 363 НК РФ.

Если срок уплаты нарушен, налоговики начинают процедуру взыскания. Сначала выставляется требование об уплате ТН. Причем срок направления требования зависит от суммы задолженности. Так, для недоимки в размере 500 руб. и более он составляет 3 месяца со дня обнаружения факта неуплаты. Если недоимка менее 500 руб., требование должно быть направлено налогоплательщику не позднее 1 года со дня ее выявления (п. 1 ст. 70 НК РФ).

На исполнение требования НК РФ отводит 8 рабочих дней, если более продолжительный срок не указан в самом требовании (п. 4 ст. 69 НК РФ). В случае неисполнения в указанный срок налоговики вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика (п. 1 ст. 48 НК РФ).

Срок на обращение в суд — 6 месяцев. Однако начало его течения завязано на размер взыскиваемой суммы. Так, для задолженности свыше 3000 руб. он начинается с момента истечения срока, отведенного на исполнение требования (п. 2 ст. 48 НК РФ). За меньшей суммой недоимки налоговики должны наблюдать в течение 3 лет. Если в этот период сумма задолженности налогоплательщика по различным требованиям превысит указанный лимит, отсчет 6-месячного срока пойдет с даты, когда сумма перевалила за 3000 руб. Если за 3 года накопить столько долгов не удастся, срок начнет исчисляться по окончании этих 3 лет.

Читать еще:  Размер судебных издержек по гражданским делам

Когда все эти сроки истекут, право на взыскание долга контролеры утратят. Суд, конечно, может восстановить пропущенный срок взыскания, но сделает он это только по уважительным причинам (п. 2 ст. 48 НК РФ).

Вы можете подтвердить сделанные нами выводы, получив пробный бесплатный доступ к КонсультантПлюс, и перейти к экспертному мнению.

Итоги

Срок давности по транспортному налогу для плательщиков — физлиц фактически равен трем годам. Предъявить к уплате налог за более ранние периоды налоговики не могут. Если не исполнить обязанность по уплате налога в срок, инспекция может начать вызыскание. Процедура и сроки взыскания строго определены Налоговым кодексом.

Поговорим о транспортном налоге

Транспортный налог в силу ст. 14 НК РФ относится к региональным налогам, которые в значительной степени формируют доходную базу региональных и местных бюджетов. Поэтому для чиновников на местах так важна его максимальная собираемость. Однако не все собственники автотранспортных средств спешат исполнять свою конституционную обязанность по уплате данного налога. Зачастую предлогом является неудовлетворительное состояние дорог, которое становится причиной многочисленных аварий и поломок машин. Устранять их последствия, как правило, приходится самим автомобилистам за счет собственных средств. Не способствует наполняемости региональных и местных бюджетов и введенная не так давно возможность продажи машин без их снятия с учета в органах ГИБДД. О налоговых результатах действующего порядка регистрации транспортных средств и поговорим сегодня.

Рассмотрим ситуацию из практики. Допустим, в июле 2015 года организация продала юридическому лицу легковой автомобиль. В том же месяце транспортное средство (ТС) было списано с баланса. По условиям договора купли-продажи новый собственник обязан в течение пяти календарных дней с момента передачи автомобиля изменить в органах ГИБДД его регистрационные данные. С учетом этого организация рассчитала транспортный налог за истекший год, исходя из фактического времени владения проданным автомобилем – семи месяцев. По итогам камеральной проверки декларации по транспортному налогу за 2015 год инспекция доначислила налог до годовой суммы, поскольку по сведениям, поступившим из органов ГИБДД, новый владелец перерегистрировал автомобиль на себя лишь в январе 2016 года. Правомерны ли доначисления, ведь на 01.01.2016 транспортное средство на балансе не значилось, а у самой организации по договору отсутствует обязанность по снятию машины с регистрационного учета?

Налоговые нормы

Следовательно, обязанность по уплате транспортного налога ставится в зависимость от государственной регистрации транспортного средства, а не от фактического наличия или использования данного ТС налогоплательщиком. Такое мнение разделяют и чиновники контролирующих органов (см. письма Минфина России от 18.02.2016 № 03‑05‑06‑04/9050, ФНС России от 28.08.2013 № БС-3-11/3076@), и судьи (см. Определение КС РФ от 24.03.2015 № 541-О [1] ).

Исключение из этого правила составляют случаи, предусмотренные абз. 3 – 5 ст. 357 (в данной норме перечислены лица, которые не признаются плательщиками транспортного налога [2] ) и п. 2 ст. 358 НК РФ (здесь поименованы ТС, которые не являются объектом налогообложения [3] ).

Согласно п. 1 ст. 362 НК РФ налогоплательщики – юридические лица исчисляют сумму транспортного налога (авансового платежа) самостоятельно. И как следует из п. 3 названной статьи (в редакции, действовавшей в 2015 году), обязанность по уплате налога возникает у налогоплательщика с месяца постановки транспортного средства на государственный регистрационный учет и прекращается с месяца, следующего за месяцем снятия с учета этого ТС в регистрирующих органах.

С 01.01.2016 момент возникновения (утраты) обязанности по уплате транспортного налога определяется в ином порядке. Изменения в п. 3 ст. 362 НК РФ внесены Федеральным законом от 29.12.2015 № 396-ФЗ. Согласно обновленной норме начиная с первого отчетного периода 2016 года налог исчисляется в зависимости от даты регистрации (снятия с регистрации) транспортного средства в соответствующем государственном органе.

Так, если ТС поставлено на регистрационный учет до 15-го числа включительно или снято с учета после 15-го числа, то при исчислении транспортного налога за полный месяц принимается месяц регистрации (снятия с регистрации) ТС.

В свою очередь, если регистрация ТС произошла после 15-го числа или снятие ТС с регистрации осуществлено до 15-го числа включительно, то месяц регистрации (снятия с регистрации) не учитывается при расчете налога.

Из приведенных правовых норм следует: транспортное средство (в нашей ситуации автомобиль) является объектом налогообложения до тех пор, пока остается зарегистрированным за налогоплательщиком в определенном законом порядке. Прекращение регистрации признается основанием для прекращения взимания транспортного налога. Иных причин для неначисления налогоплательщиками – юридическими лицами данного налога (кроме угона ТС или возникновения права на налоговую льготу) законодательством не установлено.

В силу п. 1 ст. 88 НК РФ при проведении камеральных проверок налоговики руководствуются в том числе сведениями, полученными от регистрирующих органов. Обязанность последних предоставлять информацию, необходимую для налогового контроля, закреплена в п. 4 ст. 85 НК РФ, где сказано, что органы, осуществляющие регистрацию ТС, обязаны сообщать в налоговые инспекции сведения о данных объектах и их владельцах в течение десяти дней со дня соответствующей регистрации. Помимо этого, указанные сведения должны ежегодно обновляться до 15 февраля года, следующего за отчетным.

Таким образом, поскольку налоговые органы не наделены полномочиями по регистрации и учету ТС, при проверке правильности исчисления организациями транспортного налога они руководствуются сведениями, полученными от регистрирующих органов, поскольку иное законом не предусмотрено. Значит, в рассматриваемой ситуации проверяющие правомерно доначислили налогоплательщику транспортный налог до годовой суммы. Ведь из положений гл. 28 НК РФ следует, что факт списания транспортного средства с баланса организации, равно как и отсутствие у последней обязанности по снятию автомобиля с регистрационного учета в органах ГИБДД, для исчисления налога значения не имеет.

Судебная практика

Предметом данного судебного разбирательства стали транспортные средства, списанные организацией с баланса по причине утилизации. Между тем налоговики придали обозначенной позиции высших судей универсальный характер и стали применять ее в том числе к сделкам по купле-продаже транспортных средств. Судебные органы считают это допустимым (см., например, Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 26.01.2016 по делу № А79-4212/2015).

Впоследствии Судебная коллегия по экономическим спорам ВС РФ продемонстрировала несколько иной (менее формальный) подход к порядку начисления транспортного налога (Определение от 17.02.2015 № 306-КГ14-5609 по делу № А55-23180/2013 [4] ).

Арбитры пояснили: вывод Президиума ВАС сделан с учетом того, что при утилизации (списании) транспортного средства юридическое лицо, за которым оно зарегистрировано, обязано снять его с учета по указанному основанию в органах ГИБДД по месту регистрации, представив соответствующие документы, регистрационные знаки и ПТС.

С этим Судебная коллегия полностью согласна. По ее мнению, если действующее налоговое законодательство связывает момент прекращения исчисления и уплаты налога с действиями налогоплательщика, на которого возлагается обязанность по обращению в компетентные органы с заявлением о снятии с регистрационного учета соответствующего объекта налогообложения, то риски наступления неблагоприятных последствий несовершения таких действий (уплата налога с отсутствующего ТС) лежат именно на налогоплательщике. Однако подобные риски могут возникнуть лишь в том случае, если у налогоплательщика не было объективной возможности снять транспортное средство с учета.

Исходя из указанного определения факт государственной регистрации ТС не может рассматриваться судами как единственное условие возникновения у налогоплательщика обязанности по уплате транспортного налога. Необходимо также установить, должен ли плательщик предпринять соответствующие действия для прекращения начисления налога (в частности, снять транспортное средство с учета в регистрирующем органе). И если данные действия не осуществлены, проверить, не имели ли место объективные препятствия для этого (см. Постановление АС ЗСО от 03.03.2016 № Ф04-46/2015 по делу № А03-13035/2015).

Об обязанностях владельцев ТС (бывших и настоящих)

Ответ однозначен: нет, не должен. Порядок регистрации в органах ГИБДД регламентирован Административным регламентом МВД о предоставлении государственной услуги по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним [5] (далее – Административный регламент). В его п. 65 установлены лишь два основания для снятия ТС с учета:

  • вывоз за пределы Российской Федерации на постоянное пребывание;
  • утилизация.

Как видим, такое основание для снятия транспортного средства с регистрационного учета, как его продажа, Административным регламентом не предусмотрено. Должны быть изменены регистрационные данные о владельце ТС. Соответствующая обязанность возложена на нового владельца автомобиля, что следует из п. 56.1 Административного регламента и п. 6 Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в ГИБДД МВД [6] (далее – Правила). Здесь установлено, что изменение регистрационных данных в связи с переходом права собственности производится на основании заявления нового владельца транспортного средства.

Согласно п. 3 Постановления Правительства РФ № 938 [7] и п. 4 Правил на это новому собственнику либо лицу, от его имени владеющему, пользующемуся или распоряжающемуся транспортным средством, отведено десять суток после его приобретения.

Нарушение правил государственной регистрации транспортных средств чревато привлечением организации и ее должностных лиц к административной ответственности. Согласно ч. 1 ст. 19.22 КоАП РФ размер штрафных санкций составляет:

  • для должностных лиц – от 2 000 до 3 500 руб.;
  • для организаций – от 5 000 до 10 000 руб.

Как указано в Постановлении ВС РФ от 20.02.2015 № 31-АД15-4, по смыслу ст. 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за несоблюдение правил регистрации ТС составляет два месяца и исчисляется по прошествии десяти дней с момента, когда новый владелец автомобиля обязан изменить его регистрационные данные в соответствующих органах.

Как видим, действующий порядок регистрации транспортных средств в органах ГИБДД влечет определенные неблагоприятные налоговые последствия для их бывших собственников. Это обстоятельство не раз служило основанием для обращения последних в Конституционный суд.

Пример – Определение КС РФ от 21.05.2015 № 1035-О. По мнению заявителя, положения ст. 357, 358 и 362 НК РФ необоснованно возлагают на лиц, утративших право собственности на ТС, обязанность по уплате транспортного налога, при том что своевременность внесения изменений в регистрационные данные такого ТС зависит от действий нового собственника. Рассмотрев жалобу, судьи пришли к выводу, что указанные налоговые нормы не нарушают конституционных прав заявителя – бывшего владельца транспортного средства.

Читать еще:  Как правильно подать в суд на работодателя

Арбитры отметили: федеральный законодатель, устанавливая в гл. 28 НК РФ транспортный налог, связал возникновение объекта налогообложения с фактом регистрации транспортного средства на налогоплательщика. Между тем Административным регламентом предусмотрена возможность прекращения регистрации ТС по заявлению прежнего собственника в случае неисполнения новым обязанности по внесению изменений в регистрационные данные в течение десяти дней со дня приобретения автомобиля и при условии отсутствия подтверждения регистрации этого автомобиля за новым владельцем.

Действительно, п. 60.4 Административного регламента установлено, что подача в регистрирующий орган продавцом автомобиля заявления и документов о заключении сделки, направленной на его отчуждение, является основанием для прекращения регистрации ТС за данным лицом.

Таким образом, судебные органы расценивают действия бывшего собственника транспортного средства по его снятию с регистрационного учета в органах ГИБДД как право, а не обязанность. Причем воспользоваться этим правом он может лишь при наступлении определенных событий.

В пункте 5 Правил закреплено, что владельцы транспортных средств обязаны, в частности, изменить регистрационные данные в случае истечения срока временной регистрации, утилизации ТС, изменения собственника (владельца). В норме не уточнено, о каких владельцах (новых или прежних) идет речь. Полагаем, что здесь имеются в виду покупатели – новые владельцы ТС, ведь продавцы – бывшие собственники после отчуждения автомобиля перестают быть таковыми. Иных обязанностей Правилами не установлено.

Таким образом, прежний владелец, в принципе, не обязан отслеживать судьбу проданного им автомобиля, контролировать исполнение новым собственником обязанности по его перерегистрации в органах ГИБДД. Но в этом случае для продавца могут возникнуть негативные налоговые последствия, ведь плательщиком транспортного налога он останется до тех пор, пока числится в регистрирующих органах собственником ТС, независимо от того, что в наличии его давно нет.

Во избежание подобных рисков МВД советует автомобилистам перерегистрировать транспортное средство в подразделении ГИБДД непосредственно в момент его продажи. Тем более что сейчас это можно сделать в любом регионе страны – вне зависимости от места жительства бывшего и нового собственника автомобиля (см. вопрос 3 Разъяснений МВД России от 17.10.2013 «О применении положений административного регламента по регистрации транспортных средств»).

[1] Правовая позиция, изложенная в данном определении, доведена ФНС до сведения территориальных налоговых органов для использования в работе Письмом от 17.07.2015 № СА-4-7/12690@.

[2] Это лица, имеющие непосредственное отношение к организации и проведению прошедших в России в 2014 году Олимпийским и Паралимпийским играм, а также чемпионата мира по футболу, который состоится в 2018 году.

[3] Среди транспортных средств, не являющихся объектом обложения, выделены, в частности, спецавтомобили для инвалидов, полученные (приобретенные) через органы соцзащиты; используемая по назначению сельскохозяйственная техника сельхозтоваропроизводителей; транспортные средства, находящиеся в угоне.

[4] Правовая позиция, изложенная в данном определении, доведена ФНС до сведения территориальных налоговых органов для использования в работе Письмом от 17.07.2015 № СА-4-7/12693@.

[5] Утвержден Приказом МВД России от 07.08.2013 № 605, действует с 15.10.2013.

[6] Приложение 1 к Приказу МВД России от 24.11.2008 № 1001.

[7] Постановление Правительства РФ от 12.08.1994 № 938 «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации».

Юридические услуги в Курске — Юрист Умеренков О.Н.

Юрист Умеренков Олег Николаевич

Решение суда об отказе взыскания транспортного налога

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

11 декабря 20** г. г. Курск

Мировой судья судебного участка № * Центрального округа г. Курска *****,

а также с участием представителя истца по доверенности Касаткиной Л.И.,

представителя ответчика по доверенности Умеренкова О.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Инспекции Федеральной налоговой службы РФ по г. Курску к С.С.С. о взыскании задолженности по налогу на транспортное средство,

Истец обратился в суд с иском к ответчику о взыскании задолженности и пени по транспортному налогу, указывая на то, что ответчик имеет в собственности транспорт. Ответчику было направлено налоговое уведомление об уплате транспортного налога. В связи с неуплатой налога 30.01.20** г. С.С.С. было направлено требование об уплате налога в сумме 11650 руб., которое исполнено не было. В связи с чем просит взыскать с ответчика задолженность по налогу в размере 11650 руб..

В судебном заседании представитель истца по доверенности Касаткина Л.И. заявленные исковые требования поддержала в полном объеме, просила взыскать с ответчика задолженность по транспортному налогу за 20** год в сумме 11650 руб. Пояснила, что налоговое уведомление на уплату транспортного налога было направлено в адрес ответчика простым письмом. Данное налоговое уведомление было С.С.С. не исполнено после чего 10.08.20** г. в адрес ответчика было направлено требование на уплату налога за 200*-200* г. на общую сумму 31615 руб. После чего данное требование было отозвано и 30.01.20** г. С.С.С. было направлено требование об уплате налога зa 20** г. на сумму 11650 руб., которое ответчиком исполнено не было.

Ответчик С.С.С. в судебное заседание не явился. О месте и времени судебного разбирательства извещен надлежащим образом. В силу ст. 167 ГПК РФ мировой судья считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие с участием его представителя по доверенности Умеренкова О.Н.

Представитель ответчика по доверенности Умеренков О.Н. заявленные исковые требования не признал, показал, что ответчиком пропущен установленный ст. 48 НК РФ шестимесячный срок на обращение в суд, который является пресекательным. Кроме того, поскольку обязанность рассчитать сумму налога, подлежащего уплате, возложена на истца, то обязанность по уплате налога возникает с момента получения налогового уведомления, которое должно быть доставлено ответчику способом, факт и дату его получения. Налогового уведомления С.С.С. не получал, в связи с чем его обязанность по уплате налога не возникла. 10.08.20** г. была направлено ответчику налоговое требование со сроком уплаты до 25.08.20** г., поэтому именно с истечения данного срока истцом должно быть подано исковое заявление в суд о взыскании неуплаченного налога. Истцом, данный срок был пропущен.

Выслушав объяснения представителей истца, ответчика, исследовав материалы дела в их совокупности, мировой судья находит заявленные исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В силу ст. 52 НК РФ в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента. В этих случаях не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление. Налоговое уведомление может быть передано физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату получения.

В соответствии со ст. 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев после наступления срока уплаты налога, если иное не предусмотрено настоящим кодексом.

В соответствии со ст. 48 ч. 1 и 2 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком – физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога налоговый орган вправе обратиться в суд с иском о взыскании налога за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке и наличных денежных средств, данного налогоплательщика – физического лица, не являющего индивидуальным предпринимателем, в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога. Исковое заявление о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика – физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, может быть подано в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога.

Как установлено в ходе судебного разбирательства в адрес налогоплательщика С.С.С. вынесено налоговое уведомление от 09.06.20** г. № 169467 о оплате налога за 20** г. в размере 15180 руб. и за 20** г. в размере 16435 руб. со сроком оплаты 01.07.20**г.. Доказательств направления данного уведомления в адрес ответчика истцом в судебное заседание представлено не было.

В связи с неуплатой налога в адрес С.С.С. вынесено требование №66179 об уплате налога по состоянию на 10.08.20** г. за 20**-20** г. в сумме 31615 руб. 00 коп, в : котором указан срок исполнения требования до 25.08.20** г.

Как установлено в ходе судебного разбирательства данное требование С.С.С.- оставлено не исполненным, что подтвердили в судебном заседании представители истца и ответчика.

Вместе с тем в адрес С.С.С. 30.01.20** г. вынесено новое требование об уплате налога в сумме 11650 руб. в срок до 15.02.20** г., и в котором указывается о том, что обязанность С.С.С. по уплате налога изменилась после направления требования от 10.08.20** г. №66179.

Вместе с тем как следует из представленного истцом налогового уведомления сумма налога подлежащего оплате за 20** г. не изменилась, доказательств обратного в судебное заседание истцом не представлено, не добыты они и в ходе судебного разбирательства

Таким образом, судом установлено, что истцом пропущен установленный ст. 48 НК РФ шестимесячный срок со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога подачи искового заявления в суд.

Поскольку данный срок является пресекательным, то его пропуск является основанием для отказа истцу в удовлетворении заявленных исковых требований о взыскании налогa и пени с ответчика.

На основании изложении, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, мировой судья

В удовлетворении заявленных исковых требований Инспекции Федеральной налоговой службы РФ по г. Курску к С.С.С. о взыскании задолженности по налогу на транспортное средство и пени, отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ленинский районный суд г. Курска через мирового судью в течение 10 дней.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector