Какие бывают суды и что они рассматривают
Novie-adresa.ru

Строительный портал

Какие бывают суды и что они рассматривают

Судебная система РФ: классификация судов и требования к судьям

Судебную систему РФ образует совокупность судов по всей стране, которые призваны поддерживать правопорядок. Принципы своей деятельности судебные органы черпают из Конституции РФ.

Правомерность действий судов определяет ФЗ «О судебной системе Российской Федерации».

Судебная система РФ (нажмите для увеличения)

Это разделение судов носит территориальный характер. Власть строиться по принципу пирамиды.

Большей компетенцией наделен высший аппарат управления (федеральные суды). Ему подчиняются и имеют меньше полномочий суды области, района, города.

Разделение можно провести и по функциональным особенностям на:

  • федеральные суды (общей юрисдикции);
  • конституционный суд.

Конституционный суд

Такая классификация отличается тем, что отделяет судопроизводство конституции от дел общей юрисдикции.

Этот суд контролирует насколько соответствуют конституции:

  • международные контракты и государственные договоры;
  • принципы конституций республик и уставы;
  • ФЗ, нормативные акты правительства;
  • нормативные акты субъектов РФ и законы.

В федеральном конституционном законе прописаны разрешенные действия КС. Компетенция упраздняется лишь внесением исправлений в конституцию. Уставный (конституционный) суд субъектов распространяет свою власть в границах субъекта РФ. Проверяет соответствие местных законодательных документов конституции РФ.

Верховный суд

Гражданские отношения, административные проступки, уголовные правонарушения курирует ВС Российской Федерации.

Будучи высшим звеном в системе, рассматривает дела уже прошедшие нижестоящие областные, городские и другие суды. Обычно это происходит с целью надзора за деятельностью судов субъектов.

Однако, ВС может вести дела из разряда общей юрисдикции, если они касаются деятельности:

  1. Высшей экзаменационной комиссии.
  2. ЦИК РФ.
  3. Высшей квалификационной коллегии судей.
  4. СМИ.
  5. Политических партий.
  6. Общественных объединений.

Также в его юрисдикции оспаривание ненормативных и нормативных актов. Помимо этого решает экономические разногласия органов субъектов РФ с органами федерального значения.

  1. Первая инстанция курирует дела по факту совершенного правонарушения.
  2. Кассационная (вторая) инстанция ведет деятельность по контролю за правомерностью выдвинутых обвинений инстанций первого суда.
  3. Надзорная инстанция допустима при пересмотрении дел в исключительных случаях.

Одно дело может одновременно рассматриваться как в первой, так и в высших инстанциях.

Арбитражные суды

Высший арбитражный суд (ВАС)

Регулирует споры в экономических отношениях между юр. лицами и индивидуальными предпринимателями, федеральными единицами и субъектами РФ.

Так как состоит в высшем звене, контролирует деятельность подвластных судов субъектов. В компетентность ВАС входят:

  1. Отстаивание интересов граждан, занимающихся деятельностью предпринимателя.
  2. Восстановление прав организаций и граждан, ведущих экономическую деятельность.
  3. Защита от возможных посягательств на экономические права граждан.
  4. Регулирование экономических процессов.

Рассматривает экономические разногласия административного характера и гражданского. К гражданским экономическим спорам относятся:

  • о разногласиях по заключенному договору;
  • об изменении пунктов договора или его расторжении;
  • о несоблюдении обязанностей сторон;
  • о решении присвоения права на собственность;
  • об имущественных разногласиях.
  • оспаривание нормативных актов в отношении предпринимателя;
  • административные правонарушения со стороны ИП или Юр. Лица;
  • о взыскании задолжностей, штрафных санкций, налогов с организации, ведущей экономическую деятельность.

Также арбитраж занимается обанкротившимися и несостоятельными организациями.

Федеральный арбитражный и апелляционный суды

Ведет экономические дела, прошедшие низшие инстанции без нужного результата.

Здесь рассматриваются новые возникшие обстоятельства.

Верховенствует над федеральным апелляционным судом и арбитражем субъектов РФ.

Разбирает дела вторично в случае возникновения разногласий по делу.

Это происходит при несогласии одной из сторон с принятым в арбитражном федеральном или региональном суде решением.

Тогда подается заявление о пересмотрении дела. С помощью дополнительных сведений, не известных ранее суду, дело может принять другой исход.

Третейский суд

Коммерческая организация на базе арбитражного суда, решающая хозяйственные разногласия гражданских и юридических лиц, юридических лиц между собой.

Стороны, решившие прибегнуть к помощи третейского судьи, подписывают соглашение о передачи дела в данную инстанцию. Предприниматели обращаются в эту организацию для более быстрого разрешения возникшего спора, к тому же стороны сами выбирают проверенного судью, которому доверяют.

Третейские суды бывают:

  • созванные сторонами для разрешения частного случая;
  • образованные на постоянной основе для решения любых конфликтов, возникших между двумя экономическими субъектами.

Несмотря на коммерческую основу, третейский суд вправе разбирать любые дела:

  • гражданские;
  • экономические споры;
  • принимать по поводу урегулирования конфликта решения.

В случае несогласия одной стороны с вынесенным постановлением, дело переходит в арбитражны суд по месту расположения третейского суда.

Мировые судья

Ближе всего к народу. Занимается регулированием общественных отношений.

Обычно дела в первую очередь проходят именно эту инстанцию. Мировой судья относится к судам районов и городов, стоящие в начале судебной системы.

Законодательный орган конкретного субъекта РФ назначает мирового судью на пост, либо его выбирают путем местного голосования.

К кандидату выставляются следующие требования:

  1. Диплом о высшем юридическом образовании.
  2. Возраст не менее 25 лет.
  3. Стаж 5 и более лет.
  4. Не ведет депутатскую деятельность.
  5. Не зарегистрирован как ИП.

Судья может занимать пост 5 лет. По окончанию срока службы он вправе подать повторную заявку. Исполнять судебную службу можно не более 70 лет. В период службы судья разбирает дела:

  1. Уголовные, с наказанием не более трех лет заключения.
  2. О разводе, если стороны не имеют разногласий по поводу того с кем останутся дети.
  3. О разделе имущества, совместно приобретенного в браке.
  4. Другие дела о семейных разногласиях (кроме дел, касающихся родительских прав).
  5. Об отношениях между работодателем и работником.
  6. Об имущественных отношения между гражданами РФ.

Военные суды

Отдельный слой в судебной сфере, т.к. курирует дела только в военной сфере. Носит территориальный характер, образуется в местах локации армии.

Военная коллегия служит здесь высшим органом. Суды военных округов и групп войск образуют среднее звено. Регулирует отношения Вооруженных сил РФ, а именно:

  1. Защищает права и свободы военнослужащих, подвергшихся неправомерным действиям со стороны военных начальников.
  2. Уголовные преступления, содеянные военнослужащими.
  3. Административные в отношении военнослужащих дела.
  4. Дела о возмещении нарушенных прав.
  5. Обжалование увольнений с военной должности, в случае неправомерности принятого решения.
  6. Дисциплинарные проступки.

Принципы судебной системы

В России правосудие возможно благодаря общим принципам ведения судебных дел. К ним относятся принципы:

  • легитимности;
  • неделимости;
  • независимости;
  • презумпции невиновности;
  • открытости судопроизводства;
  • равенство каждого перед законом (судом);
  • исполнения правосудия только судом;
  • состязательности;
  • соблюдения прав и свобод;
  • обязательности принятых решений.

Судьи

Судья — должностное лицо, выполняющее правосудие от лица государства. Деятельность судей в России регламентируется конституцией. Судья ни от кого не зависит, выносит решения только в согласии с законом.

От претендента на пост судьи требуется:

  1. Гражданство Российской Федерации.
  2. Не должен быть замечен в нарушении закона, иметь уголовных проступков.
  3. Не допускается к должности иностранный гражданин, либо гражданин РФ с видом на жительство заграницей.
  4. Должен быть дееспособным.
  5. Не должен быть замечен в клиниках, осуществляющих лечение наркоманов, алкоголиков, психических расстройств.

Возраст и опыт также являются неотъемлемым критерием на роль судьи. Судьей не может стать человек младше 25 лет. Минимальный опыт работы юристом 5 лет для получения поста судьи субъектов РФ.

Отбирают претендента на пост судьи конкурсным путем. Для этого будущий судья обращается с заявлением присвоить ему соответствующую должности квалификацию в экзаменационную комиссию. Важно наличие юридического диплома, необходимого опыта, достижения удовлетворяющего возраста.

При соответствии всем требованиям, к заявлению прилагается перечень необходимых документов. Экзаменационная комиссия не может препятствовать в прохождении экзамена, если все правила соблюдены. Когда экзамен пройдет с положительным результатом, кандидат может подать заявление в квалификационную комиссию для рекомендации его к должности.

Таким образом, судебная система РФ имеет четкую классификацию по функциональным обязанностям. Каждое дело рассматривается по специальности и в пределах компетенции суда. Любой гражданин России может получить необходимую помощь в гражданских, семейных, административных отношениях.

О судебной системе РФ смотрите следующее видео:

Виды судов в РФ и их характеристика

Проанализируем основные виды судов в РФ, существующие в настоящее время. Вся судебная система нашей страны установлена на основе Конституции страны, Федерального конституционного закона, касающегося данной сферы законодательства. В нашей стране системе уделяется особое внимание. Для того чтобы не оказывалось давление на ее представителей, работа их была честной и открытой, существует специальная программа защиты судейства.

О единстве судебной системы

Для этого все мировые и федеральные судьи соблюдают установленные ФЗ правила производства. Все виды судов в РФ используют в своей работе конституционные, федеральные законы, международные договоры РФ, иные документы, существующие в субъектах РФ. Статус судей закреплен законодательными актами, финансирование осуществляется за счет федеральных средств.

Рассмотрим основные виды высших судов РФ, их особенности. Проанализируем основные сферы деятельности различных видов системы, особенности их финансирования.

Функциональное предназначение

Рассматривая виды судов в РФ, остановимся на структуре общей юрисдикции. Относят к ним такой суд, который рассматривает вопросы по уголовным, гражданским делам, административным правонарушениям. Какие виды судов в РФ относят к данной категории? Это республиканские, областные, краевые. К ним причисляют Московский, Севастопольский, Санкт-Петербургский городские (районные) суды, а также военные.

Федеральные суды

Приведем основные виды федеральных судов РФ. В концепции законодательной системы предусмотрено создание ювенальных, административных, миграционных судов. Для того чтобы автоматизировать их работу, функционирует система РФ «Правосудие».

Суды субъектов Российской Федерации относятся к среднему звену. Они признаются вышестоящими и апелляционными инстанциями для районных судов, функционирующих в регионах РФ. Именно сюда подают жалобу при несогласии с решением судьи истцы.

Читать еще:  Незаконное увольнение с работы судебная практика

Районный суд

Он рассматривается в нашей стране как связующее звено между судами общей юрисдикции. Именно в нем рассматривают дела по первичной инстанции, а также он выполняет апелляционную функцию в отношении мировых судей, которые осуществляют свою деятельность на территории определенного судебного района.

Здесь рассматривают более трудные дела, чем в мировых судах. Образуют их в четком соответствии с основным федеральным законодательством. Если районный суд формируется на территории нескольких административно-территориальных образований, его именуют межрайонным судом. В районном суде работают судьи-профессионалы. Их численность определяется количеством подаваемых исковых заявлений. В настоящее время далеко не во всех судебных районах осуществляется деятельность мировых судей. В итоге в обязанности районных судов включают и рассмотрение дел, которые находятся в компетенции мирового судейства. В таком случае можно обжаловать постановления по подобным делам в апелляционной инстанции.

Входит в ведение районных инстанций и решение всех вопросов, касающихся досудебного производства. Они выносят решение об избрании следующих мер пресечения:

  • домашний арест;
  • денежный залог;
  • заключение на определенный срок под стражу;
  • проведение следственных действий (выемка, обыск, арест на почтовые отправления, запись телефонных переговоров).

Районные судьи осуществляют и послесудебное разбирательство. Ими рассматриваются дела, касающиеся проверки подлинности документов, справедливости и обоснованности вынесения приговоров, выдачи взыскателю судебного приказа.

Судя по тому объему действий, который выполняют районные суды, можно уверенно говорить о том, что это инстанции среднего звена. В их компетенции любые гражданские дела, вне зависимости от цены иска. Исключение составляют только те, которые подчинены военным судам, а также Верховному Суду РФ.

В основном гражданские дела рассматривают по месту постоянной прописки ответчика либо по адресу фактической регистрации юридического лица. Иногда подсудность связана с выбором самого истца. В настоящее время подобные инстанции занимаются спорами, касающимися жилищных, семейных, земельных, трудовых взаимоотношений, административными правонарушениями, жалобами от граждан о нарушении их прав и свобод.

Мировое судейство

До тех пор, пока подобной инстанции не существовало, дела рассматривались районными судьями. По ФЗ №137 от 2002 года на территории Российской Федерации появились мировые судьи. Они единолично рассматривают те дела, которые входят в их компетенцию по ФЗ. Рассматриваются дела по первой инстанции:

  • уголовные дела, связанные с преступлениями, наказание за которые не превышает трех лет лишения свободы;
  • дела о расторжении брака, при отсутствии между супругами спорных вопросов, связанных с детьми;
  • вопросы о выдаче судебного приказа;
  • установление отцовства, лишение родительских прав, усыновление (удочерение);
  • имущественные вопросы с ценой иска до пятидесяти тысяч рублей.

Окружные (военные) суды

Продолжим рассмотрение вопроса: «Виды судов в РФ и их характеристика». Отдельно стоит рассмотреть военные суды, которые функционируют в ВС РФ, включены в единую судебную систему страны. Их раньше именовали военными трибуналами. В данной системе предполагается своя классификация. Выделяют высшее звено (военную коллегию), а также первичные суды. Они занимаются рассмотрением гражданских споров между военнослужащими, правонарушениями военных.

Арбитражные суды

Проанализируем основные виды арбитражных судов РФ. Основной их задачей является разрешение экономических споров, возникающих между юридическими лицами из административных, гражданских, иных видов правоотношений. Апелляционные арбитражные суды функционируют в составе президиума, судебной коллегии по устранению споров, связанных с гражданскими и иными правонарушениями, а также судебной коллегии, рассматривающей споры, касающиеся административных правонарушений. В полномочия его входит проверка законности и обоснованности судебных актов, которые не вступили в законную силу. Именно эта инстанция пересматривает судебные акты, по которым открылись новые обстоятельства.

Конституционный суд

Какие виды Конституционных судов РФ функционируют в настоящее время? Это судебный орган, который осуществляет посредством специального судопроизводства независимую и самостоятельную судебную власть. Порядок образования, полномочия, алгоритм деятельности данной инстанции определяется Конституцией РФ. Финансовое обеспечение его деятельности осуществляется за счет средств федерального бюджета.

Заключение

Судебная система, которая в настоящее время существует на территории Российской Федерации, представляет собой четкую продуманную структуру, в которой для каждого отдельного звена определено свое функциональное предназначение. При слаженной работе всех компонентов судебной структуры гражданские и иные виды споров рассматриваются в сроки, установленные Российским законодательством. При несогласии истца с решением, вынесенным судьей, у него есть право подачи апелляции в вышестоящую судебную инстанцию.

Судебная система Российской Федерации

Принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную, предложен ещё в XVII.

Идеи Джона Локка нашли отражение во многих правовых системах, в том числе и в России. Судебная власть в Российской Федерации осуществляется только судами в лице судей и привлекаемых в установленном законом порядке к осуществлению правосудия присяжных заседателей и арбитражных заседателей. Никакие другие органы и лица не вправе принимать на себя осуществление правосудия.

Положения о судебной власти и системе в России установлены Конституцией и Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации». Подсказки адвоката, помогут разобраться какому суду подсудно ваше дело.

Общая схема

Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

Суды в России делятся на:

  1. Конституционные суды. Они рассматривают дела о соответствии нормативных правовых актов всех уровней действующей Конституции РФ – это делает Конституционный суд Российской Федерации. А Конституционные (уставные) суды субъектов РФ проверяют на соответствие нормативные правовые акты субъектов Федерации их Конституциям (уставам).
  2. Суды общей юрисдикции. Основному звену подведомственны уголовные, административные, гражданские и иные дела, такие же дела, относящиеся к военнослужащим и организациям, в которых имеется военная и приравненная к ней служба подсудны военным судам.
  3. Арбитражные суды рассматривают судебные споры в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
  4. Дисциплинарный орган. В его компетенцию входят: обжалование решений Высшей квалификационной коллегии судей (ВККС) о досрочном прекращении полномочий судей за совершение ими дисциплинарных проступков, наложения дисциплинарных взысканий и результатов аттестаций.

Верховный суд Российской Федерации

Верховный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по гражданским делам, разрешению экономических споров, уголовным, административным делам и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции.

Федеральный конституционный закон «О Верховном Суде Российской Федерации» содержит следующие полномочия суда:

  • судебный надзор за деятельностью судов общей юрисдикции, включая военные суды;
  • в пределах своей компетенции рассмотрение дела в качестве суда апелляционной и кассационной инстанций, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам, а в случаях, предусмотренных законом, — также и в качестве суда первой инстанции;
  • непосредственно вышестоящая судебная инстанция по отношению к верховным судам республик, краевым и областным судам, судам городов федерального значения (Москва, Санкт-Петербург и Севастополь), судам автономной области и автономных округов, окружным и флотским военным судам;
  • изучение и обобщение судебной практики, анализ судебной статистики и разъяснение по вопросам судебной практики;
  • разрешение в пределах своих полномочий вопросы, вытекающие из международных договоров Российской Федерации, СССР и РСФСР.

Верховный Суд издает «Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации», в котором публикуются решения по гражданским и уголовным делам, обзоры судебной практики, аналитические материалы и статистические данные о работе судов общей юрисдикции и др. материалы.

Суды общей юрисдикции

К судам общей юрисдикции относятся: верховные суды республик в составе Российской Федерации, краевые, областные суды, суд автономной области, автономных округов, Московский, Санкт-Петербургский и Севастопольский городские суды, районные (городские) суды, и система военных судов.

Они осуществляют уголовное, гражданское, административное. В 2017 году в городе Москве запущен портал судов общей юрисдикции, расположенный по адресу http://mos-gorsud.ru/. Данный ресурс призван объединить, централизовать и синхронизировать данные о работе 36 московских судов (35 районных судов и Московского городского суда).

Портал содержит 6 основных разделов: «Суды общей юрисдикции», «Поиск по судебным делам», «Электронная приемная», «Территориальная подсудность», «Калькулятор госпошлины» и «Личный кабинет», и несколько дополнительных («Новости о работе судов», «Инфографика» и др.).

Районный суд – это основное звено судов общей юрисдикции, в котором рассматриваются дела по первой инстанции и в апелляционной инстанции по отношению к мировым судьям. Он является непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к мировым судьям, действующим на территории соответствующего судебного района. Рассматривает более сложные дела, чем мировые судьи.

Мировые суды обладают ограниченной юрисдикцией и рассматривающие малозначительные дела по упрощённой процедуре.

В соответствии с Федеральным законом «О мировых судьях в Российской Федерации», мировой судья рассматривает по первой инстанции:

  1. уголовные дела о преступлениях, за совершение которых максимальное наказание не превышает трех лет лишения свободы;.
  2. дела о выдаче судебного приказа;
  3. дела о расторжении брака, если между супругами отсутствует спор о детях;
  4. дела о разделе между супругами совместно нажитого имущества при цене иска, не превышающей пятидесяти тысяч рублей;
  5. иные возникающие из семейно-правовых отношений дела, за исключением дел об оспаривании отцовства (материнства), об установлении отцовства, о лишении родительских прав, об ограничении родительских прав, об усыновлении (удочерении) ребёнка, других дел по спорам о детях и дел о признании брака недействительным;
  6. дела по имущественным спорам, за исключением дел о наследовании имущества и дел, возникающих из отношений по созданию и использованию результатов интеллектуальной деятельности, при цене иска, не превышающей пятидесяти тысяч рублей;
  7. дела об определении порядка пользования имуществом.
Читать еще:  Арест имущества по уголовному делу судебная практика

Военные (флотские) окружные суды — это суды РФ, действующие в Вооруженных Силах РФ, входящие в единую судебную систему РФ, осуществляющие задачи правосудия. Ранее именовались военными трибуналами. Система военных судов состоит из военной коллегии Верховного суда России (высшее звено); военного суда Вооруженных Сил, округов, групп войск; военных судов армий, соединений, флотилий, гарнизонов (первое звено).

Арбитражные суды

В соответствии с Федеральным конституционным законом «Об арбитражных судах в Российский Федерации», арбитражные суды являются федеральными судами и входят в судебную систему Российской Федерации. Они разрешают экономические споры, возникающие из гражданских, административных и иных правоотношений.

(1) Арбитражные суды субъектов Российской Федерации — создаются в республиках, краях, областях, городах федерального значения, автономных областях, автономных округах. Дела рассматриваются по первой инстанции, обычно единолично. К полномочиям относятся:

  • рассмотрение всех дел, подведомственных арбитражным судам, за исключением дел, отнесённых к компетенции Федеральных арбитражных судов округов и Верховного Суда РФ,
  • пересмотр по новым и вновь открывшимся обстоятельствам принятых им и вступивших в законную силу судебных актов,
  • изучение и обобщение судебной практики,
  • анализ судебной статистики.

(2) Арбитражные апелляционные суды. К полномочиям суда относятся проверка в апелляционной инстанции законности и обоснованности судебных актов, не вступивших в законную силу, рассмотренные арбитражными судами первой инстанции субъектов РФ, пересмотр по новым и вновь открывшимся обстоятельствам принятых им самим судебных актов, анализ судебной статистики. Всего в Российской Федерации функционирует 21 арбитражный апелляционный суд;

(3) Арбитражные суды округов — создаются по одному в каждом судебном округе. Округ охватывает несколько субъектов Российской Федерации. Всего таких судов 10. К полномочиям относятся: рассмотрение по первой инстанции дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение решения арбитражного суда в разумный срок, проверка в кассационном порядке законности вступивших в законную силу судебных актов по делам, рассмотренным арбитражными судами первой и апелляционной инстанции, пересмотр по новым и вновь открывшимся обстоятельствам принятых им и вступивших в законную силу судебных актов.

(4) Суд по интеллектуальным правам — суд по интеллектуальным правам является специализированным арбитражным судом, рассматривающим в пределах своей компетенции дела по спорам, связанным с защитой интеллектуальных прав, в качестве суда первой и кассационной инстанций.

В системе арбитражных судов существуют электронные ресурсы, такие как – Картотека арбитражных дел (http://kad.arbitr.ru/), которая позволяет в онлайн-режиме следить за ходом дела и знакомиться с текстами судебных актов, а также сервис «Мой арбитр» (https://my.arbitr.ru), который, в том числе позволяет подавать документы в электронном виде.

Конституционные суды

Конституционный Суд Российской Федерации — судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства.

Полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного суда Российской Федерации определяются Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом «О Конституционном Суде Российской Федерации». Конституционный Суд Российской Федерации состоит из 19 судей, назначаемых Советом Федерации по представлению Президента.

Конституционный (уставный) суд субъекта РФ — в Российской Федерации орган судебной системы, который может создаваться субъектом Российской Федерации для рассмотрения вопросов соответствия законов субъекта Российской Федерации, нормативных правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления субъекта Российской Федерации конституции (уставу) субъекта Российской Федерации, а также для толкования конституции (устава) субъекта Российской Федерации.

При подготовке использовались материалы свободной энциклопедии.

Районный суд (городской суд)

Районный (городской) суд – орган судебной власти Российской Федерации, который входит в систему судов общей юрисдикции. Районный (городской) суд осуществляет судебную власть на уровне субъекта. В иерархической структуре районный (городской) суд стоит ниже областного суда, но находится выше судебных участков мировых судей. Районные суды образуются в районах, районах городов (для крупных городов) и городах на всей территории России.

Компетенция Районного суда

Районный суд является судом первой инстанции для большинства уголовных, гражданских и административных дел.

Районный суд является судом апелляционной инстанции в отношении мировых судей.

Районные суды не рассматривают лишь те уголовные и гражданские дела, дела об административных правонарушениях, ко­торые в соответствии с законом относятся к ведению других судов общей юрисдикции (краевых, областных, военных судов, мировых судей и т. п.) или арбитражных судов.

Районным судам приходится также принимать решения по многим вопросам, возникающим до и после судебного разбирательства уголовных дел, при их возбуждении, в ходе расследования, проверки законности, обоснованности и справедливости приговоров, а также в процессе исполнения вступивших в законную силу приговоров.

На районные суды также возложено рассмотрение жалоб, связанных с принятыми решениями по делам об административных правонарушениях.

Районные суды призваны проверять законность и обоснованность наложения администра­тивных наказаний как мировыми судьями, так и другими органами и должностными лицами (см. ст. 30.1 КоАП).

В связи с этим и принято считать что, районные суды являются основным звеном судебной системы

Отметим, что решения (приговоры) районного суда, вынесенные им по первой инстанции, но не вступившие в силу, могут быть обжалованы в апелляционном порядке в суде общей юрисдикции уровня субъекта РФ.

Организация районных судов

Организация районных судов определяется:

Законом о судебной системе;

Законом о судах общей юрисдикции в Российской Федерации;

Законом о статусе судей и другим законодательством.

Порядок создания и упразднения судов этого уровня определен Федеральным конституционным законом от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ “О судебной системе Российской Федерации”.

Принципы деятельности районных судов

Деятельность районных судов по осуществлению правосудия проводится в соответствии с принципами, общими для всех органов судебной власти РФ.

Такими принципами являются:

единство судебной системы;

обязательность судебных постановлений;

несменяемость и неприкосновенность судей;

равенство всех перед законом и судом;

гласность в деятельности судов;

самостоятельность судов и независимость судей.

Полномочия районных судов

В соответствии со статьей 21 ФКЗ от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ “О судебной системе Российской Федерации” районный суд в пределах своей компетенции рассматривает дела в качестве суда первой и второй инстанции и осуществляет другие полномочия, предусмотренные федеральным конституционным законом.

Районный суд является непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к мировым судьям, действующим на территории соответствующего судебного района.

В соответствии со ст. 34 ФКЗ “О судах общей юрисдикции” районный суд рассматривает:

все уголовные, гражданские и административные дела в качестве суда первой инстанции (по подсудности).

дела об административных правонарушениях.

апелляционные жалобы, представления на решения мировых судей, действующих на территории соответствующего судебного района.

дела по новым или вновь открывшимся обстоятельствам.

Таким образом, в настоящее время районные суды перестали быть судами лишь первой инстанции.

То есть районные суды уполномочены выполнять функции трех судебных инстанций:

второй (апелляционной) инстанции;

инстанции, проверяющей законность, обоснованность и справедли­вость вступивших в силу приговоров и иных судебных решений в слу­чаях выявления новых или вновь открывшихся обстоятельств.

Полномочия судей районных судов

Полномочия судей районных судов при осуществлении ими правосудия конкретизированы в Уголовно-процессуальном кодексе Российской Федерации (УПК РФ), Гражданско-процессуальном кодексе Российской Федерации (ГПК РФ), Кодексе Российской Федерации об административных правонарушений (КоАП РФ), иных нормативных актах.

Состав районных судов

Районный суд состоит из федеральных судей, которые назначаются на должность указами Президента РФ в соответствии с порядком, установленном на законодательном уровне.

В соответствии со статьей 33 ФКЗ “О судах общей юрисдикции” районный суд формируется в составе:

председателя районного суда;

его заместителя (заместителей);

судей районного суда, назначаемых на должность в количестве, достаточном для обеспечения права граждан, проживающих на территории судебного района, на доступность правосудия.

Таким образом, в каждом районном суде есть председатель и заместитель председателя, назначаемые Президентом РФ сроком на 6 лет.

При этом, одно и то же лицо может быть назначено председателем (заместителем председателя) одного и того же суда неоднократно, но не более двух раз подряд.

В целях приближения правосудия к месту нахождения или месту жительства лиц, участвующих в деле, находящихся или проживающих в отдаленных местностях, федеральным законом в составе районного суда может быть образовано постоянное судебное присутствие, расположенное вне места постоянного пребывания суда.

Постоянное судебное присутствие районного суда является обособленным подразделением суда и осуществляет его полномочия.

Аппарат районного суда

Аппарат районного суда обеспечивает деятельность судей по совершению правосудия и состоит из:

помощников председателя суда, помощников заместителя председателя и помощников судей;

начальников отделов (общий отдел, отделы по обеспечению судопроизводства по гражданским и уголовным делам);

специалистов и консультантов;

секретарей судебного заседания;

администратора суда, подчиняющегося непосредственно председателю и не включённого в штат суда;

технического персонала по обслуживанию зданий суда.

Функции председателя районного суда

Председатель районного суда выполняет следующие функции:

председательствует в судебных заседаниях;

распределяет другие обязанности между судьями;

назначает судей в качестве председательствующих в судебных заседаниях;

руководит работой аппарата суда;

организует работу по распространению правовых знаний и разъяснению законодательства;

руководит изучением и обобщением судебной практики и ведением судебной статистики;

Читать еще:  Кассационную жалобу в областном суде изучают

организует работу по повышению квалификации работников суда;

вносит представления в государственные органы, общественные организации и должностным лицам об устранении нарушений закона, причин и условий, способствовавших совершению правонарушений;

ведёт личный приём, организует работу суда по приёму граждан и рассмотрению предложений, заявлений и жалоб;

осуществляет другие полномочия, предоставленные ему законодательством.

В случае, если районный суд состоит из одного федерального судьи, он одновременно исполняет полномочия председателя этого суда.

Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме.

Юрий Иванов → Какие должны быть суды и как этого достичь

Спору нет, каждый из нас хочет, чтобы в государстве существовал профессиональный и беспристрастный суд. Ведь это гарантия того, что нарушенные права гражданина будут восстановлены, спор разрешён на основании закона, виновное лицо — привлечено к ответственности, а тот, чья вина не подтверждена убедительными доказательствами, не понесёт незаслуженного наказания.

Поскольку существующая судебная система, совершенно не удовлетворяет требованиям профессиональности и беспристрастности, то считаю возможным представить своё видение построения судебной системы в России. А так как, судебная система сама по себе ничего не решает (конкретные решения принимают конкретные судьи), то невозможно не затронуть и проблему комплектования судов теми, кто собственно и должен будет отправлять правосудие. Исходя из этого, рассмотрим два аспекта:

1. Комплектация судейского корпуса. По моему мнению, существуют два основных критерия, которым должны отвечать суды в целом и судьи в частности: профессиональная грамотность и беспристрастность. И если грамотность достигается путём получения соответствующего образования и опыта работы, что вполне достижимо при наличии желания, то беспристрастность это уже нечто иное. Это, скорее, из области профессиональной морали. А мораль, как известно, либо присутствует в характере человека, либо нет. Полуморальных людей не может быть в принципе. Следовательно, чтобы достичь заявленных выше критериев, необходимо:

а) привлекать в судейское сообщество людей уже с наличием определённых моральных качеств, достигших, как минимум, 30-35летнего возраста (поскольку сами по себе стены суда вряд ли сделают справедливого судью из угодливого подлизы или циничного приспособленца);

б) создать для судей такие условия, чтобы они могли эти качества поддерживать, а не испытывать (разумеется, материальное обеспечение, статусные отличия должны быть на достаточно высоком уровне);

в) принять открытую, чёткую и понятную процедуру отрешения от должности судей, которые не справляются в возложенными на них обязанностями по осуществлению правосудия.

В этой связи, неприкосновенность судей должна быть ограничена до определённого уровня, поскольку в настоящее время она не обеспечивает той функции, на которую изначально была рассчитана. Все мы видим, что «нужные» решения спокойно продавливаются власть предержащими, без особых оглядок на судейскую неприкосновенность, в то же время привлечь судью к ответственности даже за явные нарушения достаточно тяжело.

Полагаю, что мировые судьи должны избираться населением судебного участка, прямым голосованием, сроком на три-пять лет, в то время как окружные федеральные суды можно укомплектовывать, в порядке назначения, пожизненно, но только за счёт мировых судей, отработавших не менее одного выборного срока на своей должности. Апелляционные суды будут формироваться из числа судей окружных судов и т.д. Таким образом, для судей будет существовать перспектива карьерного роста и при этом будут отбраковываться случайные люди.

Верховный Суд России должен формироваться наполовину из членов судейского сообщества и наполовину из академических специалистов — теоретиков права, поскольку главная функция этого суда, по моему мнению — толкование права и выработка единой правоприменительной практики.

Также считаю необходимым введение обязательной территориальной ротации федеральных судей, которые каждые пять лет должны менять регион. Мера это вряд ли будет популярна, но в российских условиях не позволит судьям «обрастать» личными связями, к тому же может носить временный характер до укрепления в обществе и государстве независимого суда.

Возможно, стоит ввести, как минимум на 10 лет с момента принятия нового законодательства о судебной системе, практику запрета на занятие должности судьи лицами, ранее работавшими в правоохранительных органах и судах.

2. Структура судебной системы. Понятно, что помимо привлечения на должность судей грамотных и моральных людей, необходимо выстроить такую структуру судов, которая бы могла эффективно разрешать судебные дела, как можно раньше исправляя ошибки, которые конечно же неизбежны в судебной практике. Существующая структура, эдакая судейская «вертикаль власти», когда мировые судьи и районные суды подчинены областному суду, а точнее — его председателю, явно неэффективна и совершенно не способствует независимости судей. Известны факты, когда председатели областного суда прямо дают указания, какие принимать решения по тем или иным категориям дел. Разумеется, говорить о независимости судей в данном случае не приходится. В общем-то у российского судьи три пути: либо принять правила системы (что большинство и делает и я не могу их в этом упрекать), либо добровольно уйти из судей, либо его лишат полномочий вполне отработанным путём.

По моему мнению, суды общей юрисдикции должны использовать следующую структуру:

Первым звеном этой системы будут мировые суды, которые будут рассматривать те же дела что и сейчас, хотя возможны и изменение подсудности по гражданским дела в сторону расширения.

Второе звено — окружные суды (аналог существующим сейчас городским и районным в городе), которые одновременно будут являться апелляционными для мировых. Окружные суды должны быть созданы в трехпалатном составе: по уголовным, гражданским и хозяйственным (экономическим) делам. Они будут рассматривать уголовные дела по преступлениям средней тяжести, судьями единолично, а по тяжким и особо тяжким преступлениям — коллегиями присяжных заседателей (причём изменить подсудность уголовных дел — передав тяжкие и особо тяжкие на рассмотрение присяжных — можно уже сейчас, без долгих разговоров о коррупции в судах). Подсудность по гражданским делам, в принципе, можно оставить ту же, что и сейчас. Палата по хозяйственным (экономическим) будет рассматривать дела, в настоящее время рассматриваемые арбитражным судом.

Третье звено — апелляционные суды, которые будут рассматривать дела в апелляционной инстанции, поступающие из апелляционного судебного округа, в который будет входить порядка 10-12 окружных судов. На территории субъекта федерации таких судов должно быть несколько, в зависимости от количества окружных судов.

Четвёртое звено — кассационные суды, проверяющие дела в порядке кассационного обжалования, которые будут поступать также из 10-12 апелляционных судов.

Верховный Суд России будет рассматривать дела по обжалованию федеральных нормативных актов, но основной его функцией должна быть выработка единообразного толкования закона на всей территории страны и надзор за единообразным применением закона судами всех звеньев судебной системы и недопущением противоречий в судебной практике.

Границы судебных округов третьего и четвёртого звена могут и не совпадать с административно-территориальным делением, так как здесь решающим фактором должно быть удобство для граждан при обращении в суд, а также количество судов, входящих в апелляционный и кассационный округа соответственно.

Понятие надзорной инстанции, как совершенно бесполезной, но которой можно пользоваться для принятия «нужных» решений, необходимо исключить вовсе из юридической системы государства (кстати, то, что сейчас произошло с надзорной инстанцией, якобы ликвидированной, вызывает лишь горькую усмешку — ведь надзор попросту переименовали, окрестив его кассацией).

Полагаю необходимым отказаться от практики вертикального административного подчинения судов, дабы избежать ситуации, когда для статистики вышестоящие суды «пропускают» не вполне законные решения и приговоры. К примеру: у окружных судов будет один координирующий орган — например Совет окружных судов, который будет формировать статистику (раз уж без неё никак), распространять практику с учётом решений высших судов и т.д.; у апелляционных и кассационных — соответственно свой.

Таким образом, не будет этого желания судебных чиновников не «портить» процент отмен судебных решений, который в настоящее время подменяет собой принцип законности и, зачастую, является решающим доводом при рассмотрении дела в кассационном порядке…

Разумеется, в рамках судебной системы должны быть специализированные суды: административный, военный, ювенальный, которые с учётом своей специфики должны будут созданы по изложенным выше принципам. Что же касается системы арбитражных судов, то я склоняюсь к ликвидации данного института и инкорпорирование его в систему судов общей юрисдикции путём образования в окружных судах соответствующих палат. Связано это с тем, что рассматривая, в общем-то сходные дела по спорам в сфере гражданских правоотношений, арбитражная судебная практика зачастую бывает диаметрально противоположна практике судов общей юрисдикции (чего стоит история с позициями этих судов по взысканию морального вреда в пользу юридических лиц!). Даже принятие совместных постановлений пленумов ВАС и ВС не всегда спасает положение. Поэтому принцип: «один закон — одно толкование — одна практика» будет способствовать устранению коллизий в правоприменительной практике судов.

Данная статья, разумеется, ни в коей мере не претендует на исключительность по поводу изложенного в ней видения судебной системы. В ней изложены только контуры, основополагающие принципы. Вместе с тем, я полагаю, что дискуссия на эту тему остро необходима, как в юридическом сообществе, так и в обществе в целом, если мы хотим иметь суды, которым будем доверять.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector