Иностранный работник это
Novie-adresa.ru

Строительный портал

Иностранный работник это

Общий порядок трудоустройства иностранцев

Что такое квота на иностранных работников? Какие документы нужны, чтобы взять на работу сотрудника из Беларуси? Как трудоустроить специалиста из Бельгии? Ответы на все эти вопросы в нашем материале.

Нормативная база

Если вы решили работать с иностранными гражданами, вам следует начать изучение нормативной базы с нескольких значимых документов. В их числе:

  • гл. 50.1 Трудового кодекса РФ;
  • Федеральный закон от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»;
  • Федеральный закон от 18.07.2006 № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации»;
  • Постановление Правительства РФ от 15.01.2007 № 9 «О порядке миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства»;
  • Приказ МВД России от 10.01.2018 № 11 «О формах и порядке уведомления Министерства внутренних дел Российской Федерации или его территориального органа…»;
  • Постановление Правительства РФ от 14.11.2018 № 1365 «Об установлении на 2019 год допустимой доли иностранных работников, используемых хозяйствующими субъектами, осуществляющими на территории Российской Федерации отдельные виды экономической деятельности» (на 2020 год будет новое постановление).

Допустимая доля иностранных работников

Прежде чем взять иностранца на работу, надо убедиться, что вы вправе это сделать. Каждый год Правительство РФ публикует данные о допустимой доле иностранных работников по каждой из отраслей. Если для вашей сферы деятельности нет запрета на привлечение иностранцев — смело оформляйте документы.

Если у вас уже есть иностранные сотрудники, отслеживайте изменения квот. При снижении процента на следующий год вы должны привести численность иностранных работников на предприятии в соответствие с утвержденными Правительством РФ нормами. Иначе организации грозит штраф от 800 тысяч до 1 млн рублей или приостановление деятельности на срок от 14 до 90 суток. Должностных лиц могут оштрафовать на сумму от 45 тысяч до 50 тысяч рублей.

Доля не включает:

— иностранных граждан, которые получили разрешение на временное проживание или вид на жительство (п. 1 ст. 2 Закона № 115-ФЗ);

— высококвалифицированных специалистов и членов их семей (п. 2 ст. 13.2 Закона № 115-ФЗ);

— граждан Армении, Беларуси, Казахстана и Киргизии, работающих по трудовым или гражданско-правовым договорам (п. 2 ст. 97 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014).

Кроме допустимой доли, существует еще и квота. Она распространяется на иностранных работников, прибывающих в Российскую Федерацию на основании визы. Каждый год Правительство РФ определяет потребность в привлечении иностранцев из визовых стран.

Правовой статус иностранца в РФ

Возможность трудоустройства иностранных граждан зависит от их правового статуса:

  1. Временно пребывающие — самая большая группа. Это иностранцы, которые приезжают в РФ работать, учиться, в гости, с туристическими целями и т.д. Срок их пребывания в РФ определяется сроком действия выданной визы или 90 суток суммарно в течение каждых 180 суток для безвизовиков. Срок пребывания в РФ может быть продлен при наличии оснований.
  2. Временно проживающие — те, кто получил разрешение на временное проживание на три года.
  3. Постоянно проживающие — те, кто получил вид на жительство, их проще всего принять на работу.

Иностранцев можно также разделить на группы по порядку въезда:

  1. Визовый — из Грузии, Туркмении, Литвы, Латвии, Эстонии, США, Канады, Германии, Великобритании, Китая и пр. Для иностранцев из этих стран нужно оформлять разрешение на привлечение иностранной рабочей силы в рамках квоты, приглашение, визу и разрешение на работу.
  2. Безвизовый. Группу можно разделить на две подгруппы. Граждане стран — участников ЕАЭС (Армении, Казахстана, Киргизии, Беларуси) — работают в РФ на основании трудового договора. Граждане Азербайджана, Узбекистана, Таджикистана, Молдовы, Украины для работы в РФ обязаны оформить патент и заключить трудовой договор.
  3. Краткосрочный безвизовый по международным соглашениям с отдельными странами, например с Сербией, Израилем, на короткий промежуток времени, если цель поездки — не работа и не учеба. Для работы в РФ они должны оформить документы, указанные в п. 1 (разрешение, визу и т.д.).

Правовой статус и страна, откуда приехал иностранный гражданин, определяют порядок и сроки оформления на работу в России, а также перечень представляемых документов.

Документы при устройстве на работу

Базовый пакет документов, обязательный для иностранца, который устраивается на работу на территории России, включает:

  1. Национальный паспорт. В большинстве стран паспорта делаются по единому международному образцу, и в них нетрудно найти сведения о дате и месте рождения, гражданстве и пр. Обращайте внимание на срок действия документа: если паспорт просрочен, вашего работника могут выдворить из страны; если до окончания срока действия паспорта осталось меньше года, иностранцу могут отказать в патенте, разрешении на работу.
  2. Виза. Она нужна тем, кто приезжает из визовых стран. Виза вклеивается в паспорт, в ней должна быть указана цель приезда — работа по найму.

Миграционная карта. В ней должна быть подчеркнута цель — работа. За нарушение цели въезда КоАП предписывает штраф (от 2 000 до 5 000 рублей, ст. 18.8). У граждан Беларуси, у постоянно и временно проживающих иностранных граждан миграционных карт нет.

Жители Казахстана, Киргизии, Украины могут приехать в Россию не только по заграничному паспорту, но и по внутреннему удостоверению. Но вам, как работодателю, выгоднее нанимать сотрудников, которые могут представить именно паспорт, где проставляется отметка о пересечении границы. Это важная дата, потому что с нее отсчитывается срок пребывания иностранца на территории страны, по ней можно проверить суммарный срок пребывания в РФ (90 из 180).

Иностранцы из ЕАЭС

Договор о Евразийском экономическом союзе, подписанный главами России, Киргизии, Беларуси, Армении и Казахстана, обеспечивает свободу движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы на территориях этих стран. Это значит, что трудоустройство граждан ЕАЭС в России проходит в упрощенном порядке. Работодателю достаточно заключить с таким сотрудником трудовой или гражданско-правовой договор, направить в МВД уведомление о приеме на работу и поставить иностранца на миграционный учет, если он будет проживать в квартире, предоставленной работодателем.

Граждане Киргизии, Казахстана и Армении при въезде на территорию РФ могут не получать миграционную карту до 30 дней с даты пересечения границы и не вставать на учет. Но устраиваясь на работу, они обязаны предъявить карту в отдел кадров. Граждане Беларуси приезжают в РФ без миграционных карт и в течение 90 суток могут не стоять на мигучете.

Если иностранный гражданин из ЕАЭС заключил трудовой договор, то ему и членам его семьи на основании трудового договора и документов, подтверждающих родство, МВД продлит пребывание в РФ на срок свыше 90 суток. В случае досрочного расторжения договора после истечения 90 суток из 180 у иностранца есть еще 15 дней на заключение нового договора. Если не успел, обязан покинуть территорию РФ.

Сотрудники из безвизовых стран

Иностранцы, приехавшие в Россию из Азербайджана, Узбекистана, Таджикистана, Молдовы и Украины, с 18 лет могут работать на основании патента. Этот документ действует максимум год при условии, что его владелец своевременно делает авансовый платеж. В каждом регионе установлен свой размер платы за патент.

Патент действует только в том регионе, где он выдан, и только на указанную в нем профессию. Если меняется регион или профессия, надо получить другой патент. Если ваш сотрудник получил патент на работу поваром, но хочет по совместительству еще и мыть посуду — ему нужно получать новый патент. То же относится и к работе в разных регионах. Для второй должности или второго региона надо получить второй патент и по нему тоже платить налоги.

Иностранец оплачивает патент авансовым платежом ежемесячно или сразу за длительный период. Размер этого налогового взноса в регионах разный и меняется каждый год Так, в 2019 году в Москве за патент платят 5 000 рублей в месяц, в Якутии — 9 335 рублей, в Астраханской области — 3 813 рублей.

Обратиться за получением патента иностранец обязан в течение 30 календарных дней со дня въезда в РФ. Срок оформления в МВД — 10 рабочих дней. Чтобы оформить патент, надо представить:

  1. Заявление.
  2. Паспорт или признаваемый в России документ, удостоверяющий личность, со сроком действия не менее года.
  3. Миграционная карта, где указана цель визита — работа.
  4. Договор или полис ДМС.
  5. Заключение медкомиссии об отсутствии зависимостей, опасных инфекционных заболеваний, сертификат обследования на ВИЧ-инфекцию и пр.
  6. Документ об образовании:
  • документ об образовании (не ниже основного общего), выданный на территории государства, входившего в состав СССР до 1 сентября 1991 года;
  • документ об образовании или квалификации, выданный по итогам успешной аттестации на территории РФ после 1 сентября 1991 года;
  • сертификат о владении русским языком, знании истории РФ и законодательства, выданный после сдачи экзамена.
  1. Документ об оплате штрафа, в случае если иностранец не уложился в отведенные ему 30 суток (ст. 18.20 КоАП, от 10 000 до 15 000 рублей).

Проследите, чтобы в течение двух месяцев с момента получения патента иностранец представил в управление по вопросам миграции ГУ МВД РФ копию трудового договора, иначе патент может быть аннулирован и вы потеряете сотрудника. Патент выдается максимум на год, чтобы продлить его, к исходным документам надо добавить трудовой (гражданско-правовой) договор и ходатайство работодателя.

Проверить, действителен ли патент будущего сотрудника, можно на сайте МВД.

Выдача и переоформление патента — 10 рабочих дней.
Оформление дубликата патента — 3 рабочих дня.
Если во время действия патента изменились личные данные — в течение 7 рабочих дней с момента въезда или получения нового паспорта надо обратиться в МВД.

Срок пребывания безвизового гражданина в России напрямую зависит от того, на сколько месяцев вперед оплачен патент. Об изменении срока пребывания принимающая сторона должна в течение 3 рабочих дней уведомить территориальное отделение МВД лично или через МФЦ (п. 42 Постановления Правительства РФ от 15.01.2007

№ 9). Если работодатель, который предоставил сотруднику жилье, не сообщил в ведомство об изменении срока пребывания иностранца в РФ (при оплате патента), он может быть оштрафован на сумму до 500 тысяч рублей (ч. 4 ст. 18.9 КоАП).

Читать еще:  Наследники первой очереди без завещания в России

Сотрудники из визовых стран

Чтобы принять на работу иностранца-визовика, вам надо получить квоту. Основные нормативные документы, которые регламентируют квотирование:

Порядок действий работодателя:

  1. Подать заявку на Migrakvota.gov.ru.
  2. Получить разрешение на привлечение и использование иностранных работников.
  3. Оформить каждому иностранному сотруднику разрешение на работу, приглашение, визу.

Рабочая виза сначала оформляется на 90 суток. Если во время этого испытательного срока вас и сотрудника все устраивает, заключайте трудовой договор и подавайте в МВД ходатайство о продлении визы. После этого работник получает годовую многократную визу.

Размер госпошлины с 1 января 2015 года не менялся и составляет:

  • 10 000 рублей за человека — за выдачу разрешения на привлечение и использование иностранной рабочей силы;
  • 3 500 рублей — за выдачу разрешения на работу;
  • 800 рублей — за выдачу приглашения;
  • 1 600 рублей — за продление визы.

И помните: не важно, из какой страны приехал ваш сотрудник и какой у него правовой статус, вы обязаны подавать в МВД уведомления о приеме на работу и увольнении иностранца (приложения № 13–15 к Приказу МВД России от 10.01.2018 № 11). Исключение из этого правила — граждане Беларуси.

Об авторе: Наталья Расторгуева, эксперт сервиса Контур.ФМС, подполковник внутренней службы в отставке.

Иностранный работник: что важно знать работодателю

Важен правовой статус иностранца

Иностранный работник – это иностранный гражданин, временно пребывающий в РФ и осуществляющий в установленном порядке трудовую деятельность (п. 1 ст. 2 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан»).

Оформление такого работника – сложный процесс и зависит от правового статуса иностранного работника.

Иностранец может иметь статус:

  • постоянно проживающего в РФ – это иностранец, получивший вид на жительство в РФ;
  • временно проживающего в РФ – это иностранец, находящийся в России на основании разрешения на временное проживание (в пределах ежегодной квоты) до получения вида на жительство;
  • временно пребывающего в РФ – это иностранец, получивший миграционную карту, но не имеющий ни вида на жительство, ни разрешения на временное проживание.

Для прибытия в Россию граждан большинства стран дальнего зарубежья требуется виза. Она выдается на основании приглашения на въезд в Российскую Федерацию. Это приглашение нужно также для получения разрешения на работу.

Для отдельных категорий иностранных граждан не нужна виза для въезда в Россию. Временно пребывающим безвизовым иностранным граждан для осуществления трудовой деятельности необходимо получить соответствующий разрешительный документ — патент.

Обратите внимание: в некоторых видах деятельности организация может использовать ограниченное число иностранных сотрудников (ст. 18.1 Закона № 115-ФЗ). Ограничения устанавливает на каждый календарный год Правительство РФ. Так, на 2019 год такие ограничения установлены Постановлением Правительства РФ от 14 ноября 2018 г. № 1365.

Для постоянно проживающих иностранных граждан действует такой же порядок приема на работу, как и для российских граждан.

Иностранный работник должен быть застрахован на весь период трудоустройства. Полис ДМС предоставляет сам иностранец, либо работодатель может заключить договор со страховой компанией.

Так, трудовой договор с иностранным гражданином в соответствии со ст. 327.2 ТК РФ должен содержать, в частности, сведения о разрешении на работу (патенте), условие о предоставлении медицинской помощи в течение срока действия трудового договора. Работодатель может запросить иные документы, установленные Трудовым кодексом и другими нормативно-правовыми актами с учетом специфики работы.

Работодатель – принимающая сторона

Работодатель выступает для иностранца принимающей стороной, если человек у него трудится и живет по адресу компании или в ее помещении без адреса. О таких иностранных работниках компания должна сообщать в МВД. Место пребывания иностранца в данном случае – это юридический адрес работодателя. Принимающая сторона должна представить в МВД уведомление о прибытии иностранца (постановление Правительства РФ от 15 января 2007 № 9).

С 16 января 2019 года работодатели, которые являются принимающей стороной, обязаны обеспечить:

  • соблюдение иностранцем порядка пребывания в России, то есть меры, направленные на то, чтобы фактически осуществляемая деятельность или род занятий иностранца соответствовали цели въезда;
  • своевременный выезд иностранца за пределы страны.

Уведомить МВД

Организация должна уведомить МВД России о приеме по трудовому или гражданско-правовому договору иностранных граждан и лиц без гражданства и об их расторжении (включая высококвалифицированных специалистов). Сделать это нужно в течение трех рабочих дней после приема или увольнения иностранца.

Формы и порядок оформления таких уведомлений также утверждены приказом МВД России от 10 января 2018 года № 11. Сообщать можно непосредственно в МВД, через МФЦ или по почте.

Уведомления заполняйте заполнять внимательно. Если в нем будут допущены ошибки, инспектор не примет документы, а компанию могут оштрафовать.

Трудовые отношения с иностранцами подвержены жесткому административному контролю. Если работодатель не подал уведомление, нарушил сроки его направления, неверно заполнил бланк извещения, ему может грозить штраф по статье 18.15 КоАП РФ:

  • от 5000 до 7000 рублей – для физлиц;
  • от 35 000 до 70 000 рублей – для должностных лиц;
  • от 400 000 до 1 000 000 рублей – для организаций.

Кроме того, предусмотрено приостановление деятельности на срок от 14 до 90 дней.

Таким образом, на работодателе лежат обязанности и ответственность, связанные с получением разрешения на привлечение иностранных работников, разрешений на работу, приглашений, постановке на учет по месту пребывания, обеспечением жильем, медицинской помощью, уведомлением государственных органов о заключении и изменении трудовых или гражданско-правовых договоров с такими лицами.

Общая характеристика правового статуса иностранных работников

Понятие иностранный работник

Согласно ст. 20 ТК РФ, работник является одной из сторон трудовых отношений и определяется как физическое лицо, вступившее в трудовые отношения с работодателем. При этом Кодексом устанавливается возраст, с которого допускается заключение трудового договора (ст. 63 ТК РФ). Исходя из ст. 11 ТК РФ, согласно которой на территории Российской Федерации правила, установленные трудовым законодательством, распространяются на трудовые отношения с участием иностранных граждан, иностранный гражданин подпадает под определение понятия работника, содержащегося в ст. 20 ТК РФ. То есть, согласно Кодексу, любой иностранный гражданин, достигший установленного Кодексом возраста и вступивший в трудовые отношения с работодателем на территории Российской Федерации, является работником.

В Федеральном законе «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» №115_ФЗ от 25.07.2002 понятие работника определено по-другому. Согласно ст. 2 указанного закона, иностранный работник – это иностранный гражданин, временно пребывающий в Российской Федерации и осуществляющий в установленном порядке трудовую деятельность. При этом трудовая деятельность определяется Законом №115_ФЗ, как работа иностранного гражданина в Российской Федерации на основании трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг).

Таким образом, для отнесения иностранного гражданина к работнику в соответствии с Законом №115_ФЗ необходимо одновременное выполнение следующих условий:

1) иностранный гражданин должен относиться к категории временно пребывающего на территории Российской Федерации, т.е. являться лицом, прибывшим в Российскую Федерацию на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, и получившим миграционную карту, но не имеющим вида на жительство или разрешения на временное проживание (ст. 2 Закона №115_ФЗ);

2) иностранный гражданин должен осуществлять трудовую деятельность, т.е. работать на основании трудового договора или гражданско-правового договора;

3) трудовая деятельность должна осуществляться в установленном порядке.

При этом под установленным порядком следует понимать соблюдение определенных в Законе №115_ФЗ условий трудовой деятельности. К таким условиям можно отнести, к примеру, необходимость получения иностранным гражданином разрешения на работу, осуществление иностранным гражданином трудовой деятельности в пределах определенного субъекта РФ, особые основания обязательного прекращения трудового или гражданско-правового договора и др.

Следует отметить, что в Законе №115_ФЗ не указан возраст, с которого иностранный гражданин может осуществлять трудовую деятельность в Российской Федерации. Однако, согласно Административному регламенту предоставления государственной услуги по выдаче заключений о привлечении и об использовании иностранных работников, разрешений на привлечение и использование иностранных работников, а также разрешений на работу иностранным гражданам и лицам без гражданства, утвержденному приказом от 11.01.2008 ФМС №1, Минздравсоцразвития РФ установлено, что разрешение на работу иностранному гражданину не выдается в случаях не достижения возраста 18 лет.

Как видим, понятия существенно отличаются. С одной стороны, по сравнению с Кодексом, Закон №115_ФЗ имеет значительные ограничения для отнесения иностранного гражданина к категории работника. И в то же время указанный закон расширительно включает в понятие работника граждан, работающих на основании гражданско-правовых договоров.

Кроме того, имеются противоречия и в самом Законе №115_ФЗ. Так, исходя из статьи 2, к иностранным работникам не относятся иностранные граждане, имеющие вид на жительство или разрешение на временное проживание. В то же время указанный закон предписывает, что временно проживающий иностранный гражданин не вправе осуществлять трудовую деятельность без разрешения на работу (п. 4 ст. 13) и вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого ему разрешено временное проживание (п. 5 ст. 13). Постоянно проживающий в РФ иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность без оформления разрешения на работу (пп. 1 п. 4 ст. 13). А законно находящиеся на территории Российской Федерации иностранные граждане, прибывшие в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, могут привлекаться к трудовой деятельности на основании трудового или гражданско-правового договора при наличии у иностранного гражданина патента (п. 1 ст. 13.1). К таким законно находящимся на территории РФ иностранным гражданам относятся, в том числе, и граждане, получившие разрешение на временное проживание (ст. 6.1). Таким образом, Закон №115_ФЗ подразумевает, что граждане, относящиеся к категории временно проживающих в РФ или постоянно проживающих в РФ иностранных граждан, могут осуществлять трудовую деятельность, но по непонятной логике не относит их к иностранным работникам.

Представляется, что, для устранения противоречий, следует ввести в Кодекс понятие «иностранный работник», которым будет являться иностранный гражданин, законно находящийся на территории Российской Федерации, достигший возраста, с которого Кодексом допускается заключение трудового договора с иностранным гражданином и вступивший в трудовые отношения с работодателем. При этом особенности труда которого регулируются Кодексом или иными федеральными законами. Одновременно в Законе №115_ФЗ при определении понятия «иностранный работник» следует предусмотреть отсылку к Кодексу.

Читать еще:  Где подтвердить учетную запись на госуслугах

Процесс перемещения физических лиц через границы государств для занятия трудовой деятельностью в литературе называют по-разному: «международный рынок труда», «международный трудовой обмен», «международное перемещение трудовых ресурсов». В российских нормативных правовых актах используется термин «внешняя трудовая миграция».

Внешняя трудовая миграция – это осуществляемое в порядке, установленном нормами международного права и национального законодательства, добровольное, временное перемещение лиц в государство, гражданами которого они не являются, с целью осуществления на его территории трудовой деятельности. В литературе приводятся и другие определения. Так, по мнению Ю.В. Жильцовой, «внешняя трудовая миграция – это временное изменение места жительства с целью занятия оплачиваемой деятельностью в иностранном государстве».

К сожалению, в действующем законодательстве понятие «внешней трудовой миграции» отсутствует, хотя сам термин используется. Полагаем, законодателю необходимо разработать и включить соответствующую дефиницию в один их нормативных правовых актов, регулирующих вопросы внешней миграции. Понятие иностранного работника используется в российских и международных актах для обозначения субъектов именно внешней трудовой миграции. Правовой статус трудящихся-мигрантов имеет некоторые особенности.

Нормативного определения трудящегося-мигранта российское законодательство не содержит. В ст. 11 Конвенции МОТ №97 о трудящихся-мигрантах содержится следующее определение: трудящийся-мигрант – это лицо, которое мигрирует из своей страны в другую с намерением получить работу, иначе, чем на собственный счет, и включает всякое лицо, допускаемое в соответствии с законом в качестве трудящегося-мигранта. Конвенция не применяется к пограничным работникам, морякам, а также выехавшим на короткий срок лицам свободных профессий и артистам. Понятие «трудящийся-мигрант» уточняется в Конвенции МОТ №143 о злоупотреблениях в области миграции и об обеспечении трудящимся-мигрантам равенства возможностей и обращения. Особо подчеркивается, что оно охватывает только лиц, законно въехавших в страну в качестве трудящихся-мигрантов. Таким образом, исключается возможность его применения к нелегальным мигрантам. Кроме того, согласно Конвенции к трудящимся-мигрантам не относятся лица, приезжающие с целью получения профессиональной подготовки или образования; лица, въехавшие в страну для выполнения специальных функций на ограниченный период времени по просьбе работодателя и обязанные ее покинуть после их завершения.

Самое широкое определение понятия «трудящийся-мигрант» дается в Международной Конвенции ООН о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей (1990 г.), согласно которой этим термином обозначается любое лицо, которое будет заниматься, занимается или занималось оплачиваемой деятельностью в государстве, гражданином которого оно не является.

Несколько иначе толкуется рассматриваемое понятие в ст. 1 Европейской Конвенции 1997 г. о правовом статусе трудящихся-мигрантов, согласно которой термин «трудящийся-мигрант» означает гражданина государства-участника, которому разрешено другим государством-участником проживать на его территории для выполнения оплачиваемой работы. При этом акцент делается на гражданстве, то есть из сферы действия Конвенции исключаются лица без гражданства (апатриды).

Проведенный анализ международных актов позволяет сделать вывод об отсутствии единообразного применения термина «трудящийся-мигрант». К общим признакам трудящегося-мигранта относятся: 1) иностранное гражданство; 2) место постоянного проживания; 3) цель прибытия в страну – выполнение оплачиваемой работы; 4) временный характер пребывания в принимающей стране; 5) легальность, то есть разрешение компетентного государственного органа на такое временное пребывание; 6) регулирование трудовых отношений национальным законодательством страны пребывания. На основании выделенных признаков сформулируем определение: Трудящийся-мигрант – физическое лицо, которое на законных основаниях занимается трудовой деятельностью в государстве, гражданином которого он не является и в котором не имеет постоянного места жительства.

Федеральный закон от 25.07.2002 №115_ФЗ вместо термина «трудящийся-мигрант» использует термин «иностранный работник», определяя последнего как иностранного гражданина, временно пребывающего в РФ и осуществляющего в установленном порядке трудовую деятельность; при этом временно пребывающими считаются иностранные граждане, прибывшие в РФ на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, и получившее миграционную карту, но не имеющее вида на жительство или разрешения на временное проживание. Как видим, содержание терминов «трудящийся-мигрант» и «иностранный работник» по российскому законодательству фактически совпадает.

На наш взгляд, категории «трудящийся-мигрант» и «иностранный работник» должны соотносится как общее и частное. Иностранным работником следует называть тех мигрантов, которые работают по найму, на основе трудового договора, то есть являются участниками трудовых правоотношений (само наименование «работник», характерное именно для трудового права, говорит в пользу этого подхода). Но к трудящимся-мигрантам можно отнести также и другие категории граждан, занимающихся оплачиваемой трудовой деятельностью не на основании трудового договора (например, индивидуальные предприниматели или лица, работающие по договору подряда). В международных актах и юридической литературе субъект внешней трудовой миграции именуется именно понятием «трудящийся-мигрант».

Как отмечается в литературе, составить исчерпывающий перечень индивидуальных трудовых работников-мигрантов вряд ли возможно Во всяком случае в перечень основных трудовых прав трудящихся-мигрантов следует включить: право на свободу труда без дискриминации и запрет принудительного и обязательного труда; право на равные возможности и на равное обращение в сфере занятости; право на информацию и на консультации; право па справедливые условия труда; право на здоровые и безопасные условия труда; право на справедливое вознаграждение, достаточное для поддержания достойного уровня жизни самих работников и их семей; право на защиту в случае прекращения занятости, а также в случае банкротства работодателя; право на защиту своего человеческого достоинства в период трудовой деятельности; социальные права (право на социальное страхование, социальное обеспечение, медицинское и социальное обслуживание) и др.

Иностранные сотрудники: шпаргалка для вашей организации

В отношении иностранных граждан и лиц без гражданства, по сравнению с гражданами РФ, действуют специальные нормы, регулируемые различными законодательными актами. Но и сами по себе иностранцы друг от друга отличаются: порядком въезда в РФ (визовый/безвизовый), правовым статусом, наличием международных соглашений между Россией и страной въезда.

Наглядно представить картину поможет схема 1.

Для каждой категории иностранцев, представленной в схеме 1, при трудоустройстве есть свои особенности, которые сведены в таблицу 1.

Категория

Что нужно для трудоустройства

Срок пребывания в РФ

Миграционный учет

Постоянно проживающие (обычные)

На срок действия вида на жительство с последующим продлением

Самостоятельно регистрируются по месту проживания в РФ. Срок 7 рабочих дней с момента получения ВНЖ

Временно проживающие (обычные)

Разрешительные документы не нужны, но работать можно только в том регионе, где разрешено проживание

На срок действия разрешения на временное проживание, не продлевается

Самостоятельно регистрируются по месту проживания в РФ. Срок 7 рабочих дней с момента получения РВП

Высококвалифицированные

Разрешение на работу (по ходатайству работодателя). Визовым – приглашение на въезд и рабочая виза.

Работник:

Пройти мед.освидетельствование, подтвердить знание русского языка, основ права и истории РФ, приобрести полис ДМС

Зарплата не менее 167 тыс. в месяц, кроме некоторых категорий у которых меньше

На срок действия разрешения на работу (3года) с последующим продлением

Принимающая сторона ставит на учет по месту проживания или работы в течение 90 дней с даты пересечения границы или в течение 30 дней после прибытия в другой субъект РФ

Временно пребывающие:

Визовые

пройти квотирование, получить разрешение на привлечение и использование иностранных работников, а также приглашение на въезд, рабочую визу и разрешение на работу.

Работник:

Пройти мед.освидетельствование, подтвердить знание русского языка, основ права и истории РФ, приобрести полис ДМС

Принимающая сторона ставит на учет по месту проживания или работы в течение 7 рабочих дней с даты прибытия

Безвизовые

Получить патент, пройти мед.освидетельствование, подтвердить знание русского языка, основ права и истории РФ, приобрести полис ДМС

До получения патента: не более 90 суток суммарно в течение 180 дней с даты въезда в РФ

После получения патента: на период действия патента

Принимающая сторона ставит на учет по месту проживания или работы в течение 7 рабочих дней с даты прибытия

гр-не Таджикистана – 15 дней с даты въезда в РФ

гр-не Украины – 90 дней с даты въезда в РФ

Граждане из ЕАЭС

На срок действия трудового или гражданско-правового договора

Принимающая сторона ставит на учет по месту проживания или работы в течение 30 дней с даты прибытия

Беженцы

На период действия статуса с последующим продлением

Регистрируются сами по месту проживания или принимающей стороной в течение 7 рабочих дней

Временное убежище

На период действия статуса с последующим продлением

Регистрируются сами по месту проживания или принимающей стороной в течение 7 рабочих дней

Что ждать от проверок ГИТ?

По проведенным проверкам было выдано 43 предписания и наложено 226 административных наказаний. Общая сумма штрафов по административным правонарушениям составила 15 358 000 рублей, поэтому работодателям следует уделить особое внимание трудовым договорам с иностранцами, охране труда и оплате труда иностранных граждан и лиц без гражданства.

При заключении трудовых договоров с такими лицами следует помнить, что на них распространяются не только нормы российского законодательства, но и нормы международных соглашений. В первую очередь, нужно обратить внимание на статьи:

  • ст. 57 ТК РФ: регламентирует содержание трудового договора;
  • ст. 327.2 ТК РФ: раскрывает особенности заключения трудового договора с работником, являющимся иностранным гражданином или лицом без гражданства
  • ст. 327.3 ТК РФ: содержит перечень документов, которые обязаны предоставить иностранцы при приеме на работу.

При заключении или расторжении договора (трудового или гражданско-правового) с иностранным гражданином, не зависимо от его статуса и категории, работодатель (заказчик) обязан уведомить ФМС (а после завершения организационно-штатных мероприятий по упразднению ФМС и передаче полномочий – МВД России). Сделать это нужно не позднее 3-х рабочих дней с даты заключения или прекращения соответствующего договора.

Сотрудник на патенте

Следующий шаг: одновременно с уведомлением о заключении договора желательно направить в территориальный орган ФМС копию трудового (гражданско-правового) договора. Следует отметить, что законодательно данная обязанность возложена на иностранца, но для того, чтобы исключить вероятность аннулирования патента – лучше выполнить эту обязанность вместо него.

Читать еще:  Что делать если продали бракованный товар

Обязательно отслеживайте оплату авансовых платежей по НДФЛ, т.к. в случае пропуска срока оплаты патент становится недействительным, в случае проверки – работодателя могут привлечь к ответственности по ст. 18.15 КоАП РФ (максимальный размер штрафа должностному лицу – 70 000 руб., организации – до 1 000 000 руб. или приостановление деятельности до 90 суток (если они находятся в СПб или ЛО)).

Ситуация: Как определить крайний срок оплаты авансового платежа? Следует посмотреть на дату выдачи патента (допустим, это 06.02.2016). Значит, крайний срок для оплаты за следующий месяц – 05.03.2016. Если иностранец не приносит квитанции об оплате авансового платежа по НДФЛ, то 06.03.2016 следует отстранить его от работы на срок до 1 месяца. Если документ об оплате так и не появится – трудовые отношения с ним придется прекратить по статье 327.6 ТК РФ.

Не нужно забывать об ограничениях по профессии и территории для патентных иностранцев. Они могут работать только по той профессии и только на той территории, которые указаны в патенте. Действующим законодательством, кроме того, не предусмотрено направление патентников в командировки.

Итог проверок ФМС – административное правонарушение

Приводим диаграмму, которая показывает количество случаев привлечения к административной ответственности по результатам проверок ФМС России по состоянию на 16.05.2016 г.

Следует отметить, что всего было проведено 238 811 проверок, по результатам которых вынесены решения о привлечении к ответственности за 527 449 административных правонарушений.

Размер административной ответственности за наиболее часто встречающиеся нарушения, приведен в таблице 2. Причем работодателю (заказчику) следует помнить о том, что ответственность возникает за каждого иностранца и по каждому основанию отдельно.

Административная ответственность за нарушение законодательства при привлечении к труду иностранцев

Норма

КоАП РФ

Правонарушение

Ответственность

должностных лиц

ИП

организаций

ч. 3 ст. 5.27

Уклонение от оформления или ненадлежащее оформление трудового договора

ч. 1 ст. 5.27

Иные нарушения законодательства и нормативных актов о труде

ч. 3 ст. 5.27.1

· обучение требованиям охраны труда и проверку знаний по ним;

· обязательный предварительный либо периодический медосмотр;

· обязательный медосмотр в начале рабочего дня (смены);

· обязательное психиатрическое освидетельствование

15 000 – 25 000 руб.

Допуск к труду работника при наличии у него медицинских противопоказаний

ч. 4 ст. 5.27.1

Не обеспечение работников средствами индивидуальной защиты

20 000 – 30 000 руб.

130 000 – 150 000 руб.

ч.4 ст. 18.15

Привлечение к трудовой деятельности без разрешения на работу или патента, не в том субъекте РФ, где выдано разрешение или патент, либо разрешено временное проживание. За не уведомление или несвоевременное уведомление ФМС о заключении/расторжении договора, а также привлечение иностранцев без получения разрешения на привлечение иностранцев в городе Санкт-Петербург или ЛО

35 000 – 70 000 руб.

400 000 – 1 000 000 руб. либо приостановка деятельности до 90 суток

ч.5 ст. 18.15

Не уведомление о выплате заработной платы ВКС

35 000 – 70 000 руб.

ч.3 ст. 18.16

Нарушение правил привлечения иностранных граждан на торговых объектах в Спб и ЛО

45 000 – 70 000 руб.

450 000 – 1 000 000 руб. либо приостановка деятельности до 90 суток

ч.1 ст. 18.17

Не соблюдение требований по ограничению кол-ва иностранных работников в определенных отраслях

45 000 – 50 000 руб.

800 000 – 1 000 000 руб. либо приостановка деятельности до 90 суток

Какие риски несет работодатель при приеме иностранного гражданина на работу

Прием на работу граждан иных государств регулируется ФЗ №115 от 25-07-02 г. Стоит заметить, что указанный документ уже с момента своего принятия вызывал большое количество вопросов, неоднократно изменялся и дополнялся. Кроме ФЗ №115, права иностранных работников защищает и ТК РФ, наравне с российскими гражданами.

Процесс трудовых отношений с иностранными гражданами находится под усиленным контролем государственных структур, и соблюдение законодательства в этой области выходит для работодателя на первый план. В противном случае компания рискует получить не экономическую выгоду, а целый ряд неприятных последствий. Наиболее распространенные риски работодателя, ошибки при оформлении трудовых отношений с гражданами других государств рассматриваются в настоящей статье.

«Подводные камни» и особенности трудовых отношений с иностранными гражданами

Иностранные граждане как работники, подразделяются на категории в зависимости от статуса. В каждом случае есть свои положительные моменты, равно как и риски для работодателя.

Постоянно проживающие в нашей стране иностранные граждане, имеющие вид на жительство

Документ выдается раз в 5 лет и может продлеваться. Их прием на работу не отличается от аналогичной процедуры в отношении российского работника.

Риски здесь минимальные, но они есть:

  • вид на жительство иностранного работника просрочен;
  • работодатель проигнорировал требование ст. 13-8 ФЗ №115 и не сообщил в органы миграционного контроля о заключении с иностранцем трудового договора в 3-дневный срок.

Временно проживающие в нашей стране иностранные граждане на основании соответствующего разрешения

Его максимальный срок – 3 года. Процедура приема на работу такая же, как в первом случае. Работник обязан каждый год подтверждать свое разрешение в миграционной службе. Работодатель, как сторона, ответственная за соблюдение законодательства, обязан контролировать этот процесс, поскольку в первую очередь несет ответственность перед законом за каждое нарушение.

Иностранцы, не имеющие визы, работающие на основании выданного им патента

Прежде чем нанимать на работу таких сотрудников, российский работодатель обращается в службу занятости и получает квоту, т.е. документ, указывающий, сколько иностранных граждан может иметь в штате именно его фирма. За квотами имеет смысл обращаться уже в начале года, иначе велика вероятность отказа.

Решение комиссии по квоте зависит от многих факторов:

  • отрасли, в которой работает фирма;
  • ее величины и т.д.

На заметку! Квотирование иностранной рабочей силы устанавливается на государственном уровне. Лимиты ежегодно обновляются (в 2018 году применяются квоты согласно пост. Правительства. №1467 от 4.12.17 г).

Патент выдается иностранцу при обращении в миграционную службу. Полный пакет документов, необходимый для патентирования, указан в ст. 13.3 ФЗ №115.

Особое внимание уделяется службой вопросу законности пребывания указанного лица на территории РФ. Не исключена ситуация, при которой сотрудника ждут на рабочем месте, в то время как он решает проблемы с миграционной службой.

Патент выдается на срок от месяца до года. Если работник не обратился заранее, чтобы продлить документ (минимум за 10 дней до окончания срока действия), и патент просрочен, организация обязана расторгнуть трудовой договор с ним. У руководства компании возникает необходимость отслеживать эти сроки, что означает дополнительные трудозатраты и постоянный риск нарушить миграционное законодательство.

На заметку. Патент продлевается только на основании ходатайства работодателя.

Иностранцы, получающие рабочую визу

Если в предыдущем случае основные расходы в процессе трудоустройства несет сам иностранный гражданин, здесь придется раскошелиться работодателю. Расходы весьма существенны, так за каждого привлеченного к работе сотрудника уплачивается госпошлина 10 тыс. рублей. Приглашение-разрешение на работу для иностранца также оформляет фирма из своего бюджета (полный список и величину госпошлин содержит ст. 333.28 НК РФ).

Чтобы получить иностранного гражданина в штат, работодатель:

  • пишет заявку в службу занятости на квоту;
  • пишет в миграционную службу с целью получить разрешение на привлечение иностранных сотрудников;
  • уплачивает за каждого из них госпошлину;
  • обращается в миграционную службу с ходатайством выдать будущему сотруднику приглашение;
  • в течение 3-х недель получает приглашение и уплачивает за него госпошлину;
  • обращается за разрешением на работу для будущего сотрудника с полным пакетом документов (копия паспорта, фото, заявление и т.д.);
  • уплачивает госпошлину;
  • в срок не более 3-х дней уведомляет чиновников миграционной службы о том, что сотрудник прибыл;
  • оформляет с ним трудовые отношения договором.

Как видно из перечисленного, процесс весьма непростой и длительный, а полной гарантии, что трудовые отношения устроят обе стороны, дать нельзя.

На заметку! Без дополнительного оформления принимаются на работу граждане стран ЕАЭС (Киргизия, Казахстан, Беларусь, Армения).

Особый статус граждан ЛНР и ДНР

Согласно указу Президента №74 от 18-02-17 г. такие лица имеют статус беженцев. Их паспорта признаются на территории РФ без необходимости получения визы. Их принимают на работу по нормам ст. 13.3 ФЗ №115, т.е. на основании миграционной карты. Однако следует иметь в виду, что указ действует до окончания периода нестабильности на территории этих республик. После завершения действия документа правовой статус таких работников окажется неопределенным. Решать возникшую проблему придется так или иначе работодателю.

Высококвалифицированные специалисты

Кроме работников-иностранцев, не обладающих высокой квалификацией, в Россию пребывают специалисты, имеющие особые трудовые навыки, достижения, умения, опыт. Права таких работников защищает ст. 13.2 ФЗ №115. Главное, о чем должен помнить работодатель, – установленные лимиты, ниже которых тем или иным специалистам-иностранцам оплачивать труд нельзя, иначе это будет считаться нарушением.

В общем случае в зависимости от категории заработная плата устанавливается от 57500 до 167000 рублей. Труд специалистов, работающих по особым госпрограммам, оплачиваются еще выше.

Высококвалифицированного специалиста из-за рубежа целесообразно приглашать на работу лишь проведения тщательного экономического анализа затрат и вероятных выгод сотрудничества.

Административная ответственность и контроль

Трудовые отношения с иностранцами подвержены жесткому административному контролю. Прежде всего, следует ждать проверок миграционной службы. По результатам таких мероприятий составляется акт, один экземпляр которого вручается представителю фирмы.

Штрафы за нарушения весьма крупные. Так, согласно ст. 18.15 КоАП за привлечение к работе без патента и другой разрешительной документации может быть наложен штраф:

  • на организацию — 250-800 тыс. руб.;
  • на ее должностных лиц — 25-50 тыс. руб.;
  • на граждан 2-5 тыс. руб.

Аналогичные нарушения миграционного законодательства наказываются столь же строго. В отдельных случаях штраф может возрасти до 1 млн руб. Кроме того, деятельность фирмы по итогам проверки могут приостановить на период от 14 до 90 дней. Судебная практика в большинстве случаев складывается не в пользу работодателя.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector